Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Архетип Философ/Мыслитель Алины Шманевой

«Февраль. Достать чернил и плакать» вместе с Философом о том, что «90% людей используют не более 8% возможностей мозга». Его одного из всей архетипической братии волнует та самая проблема.
Итак, встречайте, Философ: Опасный интеллектуал. Знаток и Эстет. Немножко Сноб и Эсквайр. Учёный. Мастер сарказма. Как денди лондонский одет. Идеальный детектив. Критик и циник. Не менее харизматичный злодей. И просто человек с хорошим вкусом.
Его занимает вопрос: «А что если?...», «Проверим на наличие смысла»… Если Искатель собирает в свою коллекцию новое, то Философ коллекционирует ценное и оригинальное из привычной среды и подводит это под научную базу. Мыслитель-интроверт идет в науку и искусство. Мыслитель-экстраверт – в соцэксперименты, политику, создание утопий/антиутопий и всевозможных концепций.
Он всё проверит и заценит. Что самое опасное в этой истории: по существу и беспощадно. Искатель в процессе поиска перебирает факты и события, как ювелир камни: ценное берем, безделушки просто бросаем через плечо и вперед за приключениями! Философ же мог бы стать отличным полицаем по части смыслов. Любой бессмысленный и беспощадный объект у него no pasaran – подлежит искоренению как нарушитель мудрого и стройного порядка во Вселенной.

Залепить «пощечину общественному вкусу» - вот священная миссия Философа (но не подумайте, что Маяковский им был, он – Бунтарь и Любовник, просто к слову пришлось). Именно он сохраняет прогресс и может наподдать, если в обществе наметился декаданс и брожение умов. При этом на общество и сантименты ему всё равно, интерес тут чисто теоретический. Как у Базарова. Или наоборот. Как у Достоевского.
Если Искатель собирается в некий сводный портрет, то с Философом дело сложное. Диапазон большой. Как говаривал Достоевский: «Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил». Сузить Мыслителя нельзя, поэтому взглянем на наших героев по принципу «мы такие разные, и всё-таки мы вместе».

И снова это дело мне по душе, потому что во мне уживаются как раз Искатель, Философ и Простодушный. Как сюда затесался Простодушный, не знаю, но в моем случае 1-й отвечает за путешествия, 2-й за писательство и анализ, а 3-й добавляет в этот микс немного веры в единорогов и желания причинить добра всем: бабушкам, собачкам, детишкам. В общем, в описании Философа не без самоиронии) Как говорится:
«Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу.
Был бы длиннее мой рассказ, будь попрочнее старый таз».
Что сразу подкупает в Мудреце – это структурность мышления. Излагает всё обо всём вполне логично, так как видит три вещи:
1)суть 2) структуру 3) причинно-следственные связи

Ментальность архетипа

У этого архетипа есть своя проявленная нация – немцы. С приоритетом целесообразности, науки, прогресса, разума и дела в менталитете, а также не без доли здорового цинизма. Кстати, в Германии даже во время франко-прусской войны поезда ходили по расписанию с точностью до секунды (не без заслуг Отто фон Бисмарка, канцлера, фото которого как раз перед вами, он же предусмотрительно еще в 19 веке советовал немцам воевать с кем-угодно, но лишь бы не с русскими).

Подробно о ментальностях готовлю новый курс: "Художественный образ и ментальность. Психология культуры
Как театр начинается с вешалки, так и вся эта слаженная система позиционируется везде: от политики и культурной жизни до туалетов на соседствующих австрийских заправках, где вход стоит пол-евро в обмен на талон для турникета, который вы получите на выходе и сможете оплатить им часть покупок в течение следующих 6 месяцев. Один поход в WC и 6 месяцев целесообразности.
Именно в Германии вы найдете целую галерею природных Философов: Гёте, Шиллер, Кант, Вебер, Гегель, Ницше… Неисчислимо. Это классический типаж Философа, поэтому долго на нем останавливаться не буду. Своей скульптурой «Мыслитель» Роден выразил всё по этому поводу.
Много о них и у Гессе в «Игре в бисер», недавно в блоге писала об этом.
Перейдем к необычным сочетаниям с крайними проявлениями. Если Гёте – светлая сторона Философа, то есть и темная?
Хотя Философ – хранитель умов, культур и общественного рассудка, в зависимости от адекватности эпохи и его может заносить. На примере тех же немцев: типичный Мыслитель – Гитлер. И его программный труд (Тот-Который-Нельзя-Называть, что вполне разумная мера для Бунтарей и Философов) по части структуры и логики безукоризнен, как говаривали нам на истфаке. Бурный интерес Философа к соц. экспериментам проявляется к счастью мира не всегда так. Вспомним англичан: Томаса Мора и его «Утопию», Хаксли и Оруэлла с антиутопиями «О, дивный новый мир» и «1984». Последние, кстати, любили проверять свои идеи героями Бунтарями.
Во всем, что делает, Философ неизменно размышляет о судьбах мира и рационализации всего. Фишка в том, что Философ может запросто быть как подлец, так и молодец (как сам захочет).
Достоевский размышляет теорией Раскольникова, Толстой –мыслью народной, Босх – триптихами, Шекспир – разоблачением пороков через театр («держать зеркало перед природой»), Тарковский – своей философией кадра, Леонардо Да Винчи – изобретениями и чертежами (и вообще как подлинный эрудит, всем), Бальзак и компания – соцреализмом и трактатами вроде «Физиологии брака». В литературе он может быть Гамлетом, может быть Атосом… Так можно дойти до Эразма Роттердамского с «Кораблем дураков» и потонуть в безднах и дебрях. Проще сказать, кем Философ не является.
А не является он своим контртипом – Славным Малым.

Имитация Философа

«Если вам на дороге повстречается проповедник прописных истин, как можно сильнее надавите на педаль газа».
Потому что перед вами имитация Философа. Возможно отличный делец или Славный Малый, который выпал из природного архетипа, словом, пал жертвой тренингов роста: использовать 150% мозга, чего бы это ни стоило, и познать дзен и Вселенную, потому что осо-знан-ность - сила. И это звучит заманчиво, не правда ли? С одним милым нюансом. В контекст современности Философ нередко вписывается в образе А. Вассермана – знатока с IQ 150, стольким же количеством карманов на жилете и отсутствием интереса к типичным общественном радостям по схеме семья-дети-совместные ужины и отпуск. И Философу в этой истории комфортно, чего не сказать о других архетипах). В общем, крайний Философ – это почти инопланетный разум.
Славный Малый в темном проявлении, ну скажем, городской гоповатый bully boy проходит мимо Философа и что-то говорит, тот машинально поправляет его, Славный Малый произносит коронную фразу «Ты тут чё, самый умный что ли?», Философу всё равно, он просто мимо проходил, но дальше такие встречи заканчиваются кинематографично)

Если на счастье в его ролевом гардеробе есть еще 1-2 дополняющих архетипа, то он вполне сможет интегрироваться в современный мир и быть, ну даже не знаю… Шерлоком Холмсом, например…

Идеальный детектив
Скучнейшая вещь на свете для Шерлока Холмса – это зашоренность и скудоумие. Мораль и отсутствие загадок и ребусов – не его конёк. Как архетипичный Философ, Холмс хорош сразу во многих вещах: химии, анатомии, уголовных хрониках, фехтовании, стрельбе, игре на скрипке, боксе и законах.

Женщин не любит в принципе, но охотно им помогает: «Женщинам, Ватсон, нельзя доверять. Даже самым лучшим из них» (кроме Ирен Адлер за все эпизоды никто его сердца не растопил). В быту неприхотлив: «Всё, что мне надо – это пара чистых воротничков и холодная телятина». Не меркантилен, первое и главное, что его интересует – это работа. Практикуется в меткости и экспериментах прямо у себя дома. Опиум, мизантропия и преступление как способ развлечься и тренажер для ума. Лишь бы оно было интересно задумано, и на том конце дела был такой же опасный интеллектуал, не с Лейстрейдом же тягаться, в самом деле.
Помните, на что сетует Шерлок? Не поверите, на те же 8% и мозг): не на наличие преступности а на то, что преступления стали скучными и заурядными. Отличный тандем Философов – Холмс и Мориарти – прямо-таки Темная и Светлая сторона силы.
Лабиринты, ребусы,задачи,шифры – вот простор для воображения Философа.
Если эта загадка проняла сердце Философа, то слова на этом заканчиваются. Тут, чтобы объясниться, мне не обойтись без помощи Славного Малого.
Если 1-й берет глубиной личности и харизмой – качеством, то 2-й – количеством дам, уложенных штабелями (иногда за раз), и обаянием ловеласа. Часто эти двое притягиваются в дружбе, чтобы глядеть друг на друга почти как на инопланетянина, восхищаясь – 1-й гениальным мышлением 2-го, 2-й – пикапом 80 lvl 1-го. Что характерно, не для обмена опытом, а чисто из любопытства. Философ слишком большой эстет, чтобы охотится за всем, что движется, только ради победы, однолюб, выбравший 1 экземпляр на всю жизнь, но по самым высоким стандартам. Второй любит не столько головой, а потому в Мыслители не метит и влюбляется еженедельно)
Что про Философа, то он влюбляется в себе подобного Философа или даже Простодушного- Искателя, - и в их ночные разговоры до утра (не только)), но это ключевое.

Так что паре Философов и через 20 лет есть о чем поболтать сутки к ряду, из этого и рождается магнетизм. Потому что эрогенная зона Философа – мозг.
Через несколько лет ночных разговоров Философы с Иск./Прост. могут вспомнить, что пора поесть и неплохо, чтобы кто-то из них делал борщ) Хорошо, если и в этом вопросе они найдут компромисс в виде экспериментальной среды – кухни исчезающих народов экваториальной Африки, например. Ну или ладно, итальянской)

фотоThe #kitchensuspension Project
Готовит Философ любого пола отлично, т.к. видит суть, структуру и последовательность во всем, но чтобы ему хотелось тратить время на этот не самый важный процесс (может забыть и поесть, и сготовить), ему жизненно важно поставить дело так, чтобы получать интеллектуальное или эстетическое удовольствие. В любом деле. По формуле: мозг – харизма-красота (интеллект/эксклюзивность/эстетика). Подставляем эту нехитрую формулу к женщине, работе, хобби – и Философ доволен).
Горе в этой лодке двум однозарядным: 2м гуманитариям или 2-м естественно-научникам Философам. Они найдут точку опоры, перевернут Вселенную и порешат друг друга, возможно даже многотомной историей искусств Грабаря). Пара Философов должна быть +-, как батарейка).

Философ в философии. Путевые заметки.
Был в ХХ веке такой философ, Владимир Соловьев. Это он придумал ту самую Вечную Женственность, вдохновившую Блока на цикл стихов о Прекрасной Даме. Так вот однажды Соловьев получил от нее откровение, что она явится ему, но для этого надо из России сходить в пустыню Египетскую. Долго ли, коротко ли, поехал Соловьев в пустыни дальние, одевшись на манер восточных мудрецов в длинный балахон. Только Софию там не встретил. И еле унес ноги с пустынных краев, потому что бедуины, ничтоже сумняшеся, приняли Соловьева в балахоне за дьявола и погнали прочь.

Философ в кино

Но давайте немного и о Философах в кино, там их немало, пруд пруди, и вообще говоря, среда обитания.
Адаптированного Философа можно встретить в герое Эдварда Нортона из фильма «Иллюзионист». Гениальная схема похищения возлюбленной герр Эйзенхаймом – авантюра как раз в стиле Философа.
Их много и среди режиссеров, для примера 4 чистых представителя с 4 разными философиями.
1) Ингмар Бергман, например, «Седьмая печать» - философия и эстетика эсхатологических ожиданий (конца света, проще говоря) и мысли вокруг жизни через призму смерти.
2) Арсений Тарковский, «Зеркало» и «Сталкер» - философия индивидуализма и эстетики момента.
3) Ларс Фон Триер, «Меланхолия» - всё тлен, мир не жаль (про его гендерные философии пока умолчу).
4) Кшиштоф Кеслевский, «Декалог» - присутствие в мире Бога как личности, «неисповедимы пути».

Фото (слева-направо «Меланхолия»-«Зеркало»-«Декалог. Фильм 6 »).
Словом, направление ясно, сколько Философов, столько и философий. Здесь есть на что посмотреть. Вполне себе артхаусный архетип.
«В разговоре всегда запоминается последняя фраза», - подумал Штирлиц. И в завершение нашего разговора о Мудреце – о нём.

Штирлиц, характер стойкий, нордический. Создает сложнейшие ходы и ловко маневрирует ими, разгадывая детективную линию в политике, вершит свое правосудие, живет аскетом, много думает, анализирует и как разведчик гениален, даже если «никогда не был так близко к провалу». Порядочен. Структурен и последователен во всем. «Штирлиц никогда не торопил события. Выдержка, считал он, оборотная сторона стремительности. Все определяется пропорциями: искусство, разведка, любовь, политика». Фирменный стиль: любовь и родина - одна и на всю жизнь, даже если далекая, тоже при нем. «Просто из всех людей на Земле, я больше всего люблю стариков и детей».
- Вот один из множества возможных портретов Философа.
Как распознать, не затаился ли в вас Философ)
1) Чем бы Вы занимались, если бы не надо было зарабатывать деньги?
Кстати Философ может их зарабатывать одним, а в качестве дела всей жизни иметь что-либо другое (но второе в его жизни обязательно должно быть в качестве работы или хобби – не суть важно).
Вопрос справедлив для определения каждого из архетипа, в случае с Философом в мировоззрении Вам окажется по пути с одним из перечисленных героев)
При этом деятельность будет самая что ни на есть глубинная, структурная и в своем роде эксклюзивная.
2)А не занимают ли в Вашем доме книги большую часть пространства? Вспомните один из переездов, что перевозится бережнее и масштабнее всего другого? Философ хватается за книги и предметы своих коллекций так же, как добропорядочная хозяйка дома за любимый сервиз.

3)Локации Философа статичны, в отличие от Искателя: музеи, лаборатории, библиотеки, арт-центры, любимый диван/кресло/ресторан… «Если нечем улучшить тишину, лучше молчание». Словом, погрузиться в раздумье и подольше оттуда не выходить, лучше всего ни откуда не выходить и подомоседствовать. Пока кажется, что Философ бездействует, он думает о массе важных вещей, а возможно, что-то и изобретает.

4)Структура и функциональность во всем, не обязательно порядок, но Вы держите контроль над всем, что в Вашей зоне вещей-мыслей-деятельности-одежды-обитания. Творческий беспорядок, но непременно удобной именно Вам структуры)

5) «Новое-это хорошо забытое старое», «старый друг лучше новых двух». Нет ли у Вас коллекции вещей-воспоминаний-книг-фильмов-четкого круга общения, к которым Вы возвращаетесь вновь и вновь, стремления к комфортной и неизменной среде?

Алина Шманева, журналист, искусствовед, преподаватель.

Дизайн