Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Архетип Героя Алины Шманевой

Герой – понятный и фактурный архетип. Гораздо более глубокий пласт – его мотивы. Что движет Героем и делает его таким, каков он есть? Чаще одно из двух: идея сверхсилы или сверхидея справедливости. Эти же две парадигмы могут нашего героя вогнать в треугольник Карпмана «тиран-жертва-спасатель». Где он будет при сверхсиле тираном, а при сверхидее справедливости – спасателем. В самых запущенных случаях перегибов с этими двумя ипостасями – даже и жертвой. Впрочем, с Героем избавимся от сантиментов. Начнем по существу, с его географии. Герой водится там, где есть локальный Апокалипсис. Или глобальный. Война. Стихийное бедствие. Притеснение слабых. Там его и поищем.

Архетип Воина был присущ целым цивилизациям и ментальностям. «Кому война, а кому мать родна». Герои явно из вторых. Ассирийцы, например, жили войнами, не находя времени и желания разбираться во внутренней политике. Здесь, на Ближнем Востоке появляется первая в мире профессиональная армия, что закономерно. В их искусстве тема войны и охоты тоже будет едва ли не единственной. Исторически ментальность героя несли также викинги, которые профессионально занимались войной, тем и прославились.

Герой – это грубая сила и дикая стихия.
Немаловажно, что перед нами мужской архетип.
Подробнее об этом рассказываю на курсе «Психология культур» 

Герой – архетип определенных профессий: спортсмен, военный, спасатель. И среди них – настоящие Воины по призванию и реальности подвига, которые спасали тех, кто в этом нуждался, порой без шанса выжить самим.

Но нигде нет такого засилья Героев, как в кино. Причиной тому – гендерная обусловленность. Женщина стремится быть красивой, мужчина – сильным. Это естественно и природно. Здесь и рождается множество сюжетов. Бывает, кстати, Герой в дуэте с Любовником. И это про античных богов: Марса, например. Или героиню Зену (вспомните сериал 90-х о королеве воинов).
Что интересно, аутентичный женский архетип Героя обычно подается в коктейле с Любовником и именно тогда идет на ура: Женщина-кошка, Лара Крофт и т.д.


Чистую женщину-героя зритель воспринимает вне контекста отношений, функционально – как профи в призвании. Архетип Героя живет внутри каждого мужчины, или, по крайней мере, хочет жить.

Светотень
На позитивного героя и вживание в архетип советую посмотреть в фильме «Драйв» в исполнении Райана Гослинга

Тень Героя (помимо очевидных злодеев и Атилл) отлично дана в коротком анекдоте про Джейсона Стедхема:
Джейсон Стедхем сидит в придорожном кафе и рассказывает про лосося: «Лосось – стремительный, сильный и неутомимый. Он проплывает тысячи километров. Покоряет пороги и течения. Бороздит отмели и запрыгивает на водопады. Без сна. Без отдыха. В постоянном сражении со стихией. Он преодолевает все преграды, откладывает икру и, совершенно изможденный, дохнет. Так вот, запомни. Ты не лосось».

Кстати, сам Стедхем прямо «Герой-Герой», если судить по фильмам. И как он признается, в мире есть очень мало вещей, которые остановят его от съемок в экшн-фильмах, где он может водить автомобили, стрелять в людей, бить людей и быть лысым.

Конечно туда же мы отправим Брюса Уиллиса (фактически везде, но особо креативно в «Пятом элементе» и «Криминальном чтиве»), Жана Рено в «Леоне», Джеки Чана (азиатский вариант Героя), Чака Норриса, Клинта Иствуда, Сильвестра Сталлоне, Вин Дизеля, Арнольда Шварцнеггера, Дуэйна Джонсона, героя «Города грехов», прекрасную женщина-воина Беатрикс Киддо в «Убить Билла» и иже с ними. Это ясно)
А вот с тенью есть еще интересные подробности. Такие, как роль того же Стедхема в развеселом фильме «Шпион». Мне особенно нравится один монолог:

 «Да я же Шпион, а я привык делать то, что не должен делать. Хожу сквозь огонь, катаюсь на водных лыжах, да я сам себя из комы выводил! А потом сам себе осколки из глаз вытаскивал. Я прыгал с небоскреба с обычным плащом вместо парашюта и сломал себе обе ноги, но я сделал вид, что это шоу цирка Дю Солей. Я сожрал столько микрочипов (…), что можно собрать компьютер. Эта рука была оторвана нахрен и пришита этой рукой! При возникновении угрозы покушения я был двойником Обамы, и даже конгресс не понял подмены. Меня не убить, у меня иммунитет к 179 ядам. Я знаю (многообещающая интрига+немного мхатовской паузы)… Потому что я переварил их все».

Редко архетип Героя будет вести на глубину. Он больше о том, что прав сильнейший. Но его рост в том, что сумевший совладать с собой, сможет совладать и с миром.

Если Герой пришел к нам из кластера про справедливость, то он может нести в себе также и начало Философа, как его несут в себе восточные единоборства, например. Тут уместно вспомнить и рыцарей, джедаев, самураев, а также Брюса Уэйна (Бэтмена), учившегося внутренней силе в Японии, чтобы спасать Готэм. В кинематографе на этот счет слишком много ярких историй, чтобы перечислять все. Буду рада, если поделитесь своей любимой. Мне вспомнились, «Мирный воин», «Викинги», «И на камнях растут деревья», «Семь лет в Тибете» и «Горец». Если переходить на книги, «Морской волк» Ларсен у Джека Лондона – чистый архетип Героя.

Герои весьма серьезны, чувство юмора среди них встречается где-то в половине случаев. Но с ним локальные Апокалипсисы они побеждают явно легче) Если наш Герой не лишен эмпатии, то перед нами и вовсе идеальный во всех отношениях человек.
Хотите еще больше героев?) Тогда вам в мир вестернов, Индианы Джонса и Тарантино. Кстати, в помощь и ретроспектива вестернов «История американского кино» от Мартина Скорсезе. Там есть на что посмотреть от наивно-уютных до легендарных историй.
На десерт хочу поделиться ядерным миксом на основе архетипа Героя (с историей о жестком детстве, желании помогать другим и выкованном из этого характере). Это самый высокооплачиваемый в мире на данный момент мотивационный коуч – Энтони Роббинс. То, что он делает – действительно круто, и я вижу в этом развитый архетип Героя. Там есть и другие интересные архетипы, кто читал или смотрел, предлагаю обсудить в комментариях.
Не могу умолчать и про «Джанго». Он явно просится к героям. Геройство Джанго каким-то чудом не доходит до карикатурности. Чистой воды архетип, который стоит увидеть.

 

Герои не слишком богаты на мимику (скорее напоминают неприступные мощные скалы), широкие жесты и кинематографично-душевные развороты. Зато в архетипе Героев мужчина, который сказал, и мужчина, который сделал – это один и тот же человек.

Дизайн сайта школы образных решений