Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Искатель в стиле. Татьяна Бондаренко

В последнее время большой популярностью стала пользоваться теория архетипов, основоположником которой является К.Г. Юнг. Катализатором вспышки интереса к этой теме стала книга «Герой и Бунтарь» в авторстве М.Марк и К.Пирсон, развернувшая теорию архетипов к проблематике создания успешных брендов и маркетинговых стратегий. Но применение данной темы не ограничивается лишь сферами бизнеса. В каждом из нас живут, крепнут и проявляются различные архетипы. Причем, даже не читая специальной информации, Вы интуитивно понимаете, о чем идет речь, о чем тот или иной представитель архетипического веера и каковы его ценности и жизненные стратегии.

Я же решила провести исследование в своей сфере деятельности и поискать связь между архетипом и его стилевой визуализацией, найти способы воплощения каждого архетипа через инструменты стилиста: цвета, формы, фактуры и рисунки.

Надеюсь, что мои исследования помогут читателю определить, как по вещам в гардеробе можно лучше понять себя и свои ценности, выявить свои базовые архетипы или те, которые «созрели к выходу наружу» в настоящий момент. А также понять, с помощью каких вещей и аксессуаров, Вы можете поддержать себя в новых видах деятельности, отношениях или на новом этапе саморазвития, привнеся в свой внешний вид, в свой гардероб те или иные элементы.

Итак, начнем:

Первый архетип – ИСКАТЕЛЬ (первопроходец, исследователь, странник)
Моя задача - показать, как можно воплотить этот образ через одежду и аксессуары, а также найти варианты делать это самыми разными способами как для тех, у кого данный архетип главенствует, так и для тех, у кого он не является основным, но настроение и ценности Искателя хотелось бы отобразить в своем имидже.

Сначала разберем наиболее типичный и явно считываемый образ странника, землепроходца, путешественника с точки зрения одежды, затем проанализируем, кому этот образ пошел бы, а потом посмотрим, какие вариации образа возможны благодаря усилениям тех или иных элементов.

Для начала углубимся в атмосферу странствий, путешествий, почувствуем, какие эмоции создают эти визуальные ассоциации, куда зовут нас, что предлагают, чем так манят или наоборот, отпугивают. Именно из таких «атмосферных» картинок будут проявляться черты самого архетипа Искателя.

Анализировать любые образы мы будем с точки зрения четырех основных инструментов стилиста, каковыми являются: цвет, форма, фактура и рисунок (принт), через них и выведем формулу стиля «махрового искателя», затем будут и другие, не столь явные.
Цвет: находясь все время в пути, искатель становится частью ландшафта, дышит вместе с природой, ощущает ее пульс, слышит и видит все то, что происходит вокруг, ни одна деталь не ускользает от его взора, а как иначе, ведь за неосторожность можно поплатиться жизнью. Поэтому цветовая гамма – максимально сдержанная и природная, словно запыленная во время долгого пути. Эти неяркие краски нужны искателю и для того, чтобы, не привлекая внимания к себе, наблюдать за средой, как можно ближе подобраться к постижению нового, сделать редкие фотографии или даже найти заветный Грааль. У этой «неяркости» две основные задачи – защита и растворение в природе, ведь суть Искателя – это его путь.

Через общую цветовую гамму мы выходим и на рисунки, которые могут поддержать функцию цвета: это и анималистичные принты (принты окраса животных – зебра, леопард, питон), и узоры, напоминающие наскальные росписи, сделанные рукой человека из древних и загадочных времен, и самые разнообразные этнические принты, характерные для стран, манящих путника своей неизведанностью, или рисунки, олицетворяющие собой путешествие – карты, маршруты, глобусы, а также фотопринты с изображением природы: заснеженные вершины гор, прозрачные воды рек и озер, водопады, каньоны, и прочее. Но использование принтованных вещей вовсе не обязательно, суть Искателя легко проявляется и без них.

Привычными фактурами для искателя могут стать достаточно простые – гладкие или немного шероховатые, матовые, непрозрачные, добротные ткани, способные защитить от ветра, дождя и солнца – ноские, натуральные, от более легких, типа вываренного хлопка, до достаточно суровых – плотного драпа или сукна. Плащевка и потертая кожа тоже будут здесь родными, как и трикотаж. В фурнитуре (отделке, пуговицах, украшениях) традиционно используем все, что можно найти в лоне природы: металл, дерево, камень, ракушки, веревка-бечевка, кожа, и другие.

Казалось бы, из арсенала искателя можно смело изъять все блестящие ткани: атлас, парчу, бархат, органзу, лаковую кожу. Ведь они столь искусственны, роскошны, можно даже сказать - вычурны. Однако не стоит с этим спешить. Современная мода достаточно эклектична, а события, из которых состоит наша жизнь – достаточно разнообразны, поэтому кое-что из перечисленных фактур может пригодиться, ведь нашему Искателю однажды надо будет отправиться на корпоратив, на свадьбу подруги, или, скажем, на Новый год. И в этом случае будет не обойтись без блестящих тканей. Вот только к ним нужно будет предъявить особые требования. В сочетании с привычно матовыми и немного природными фактурами, скажем, атласная блуза цвета золотого или медного слитка из сокровищницы таинственного острова создаст то самое, с одной стороны нарядное, а с другой стороны вполне себе атмосферное ощущение искателя затерянных цивилизаций и их кладов. Аналогично и с украшениями. Для нарядного образа ими могут стать кулоны в виде масок, найденных в сокровищнице индейцев, амулеты и обереги, браслеты или шейные украшения жрецов.

Формы кроя Искателя с одной стороны могут быть простыми и аскетичными (безо всякого декора и изысканности кроя, чтобы ничего не мешало в дороге), а с другой стороны могут подчеркивать свободу и движение. С точки зрения удобства и защиты – это, например, глубокие карманы, которые могут быть представлены в большом количестве, объемные вещи, плащи-накидки, в которые можно завернуться от непогоды или подстелить для относительно удобного ночлега, а с точки зрения свободы и динамики – это асимметрия и летящие элементы, которые символизируют в образе ощущение непокоя, выход из зоны стабильности и комфорта, изношенность одежды в течение долгого пути. В качестве деталей может встретиться высокий ворот, удлиненные рукава, перчатки без пальцев, кожаный ремень, надежно фиксирующий одежду, удобная, немного массивная обувь, сумки-планшетки через плечо, рюкзаки или котомки, затягивающиеся в верхней части на шнурок, а также все то, что может быть полезным во время пути.

В чертах лица самых разных Искателей мы можем найти нечто общее, то, что передает нам ощущение неутомимости, свободы и жажды новых открытий, стойкости к воздействию внешней среды, то, что повествует нам об их любви к приключениям, то, что заставляет «зрителя» замолчать и прислушаться к завораживающим историям странствий.
Черты лица достаточно лаконичные и прямые, как бы минимизированные. Ведь прямая линия – это кратчайший путь из одной точки в другую. Могут быть как более спокойными (созерцательными), так и более динамичными. Ничего «лишнего» на лице нет – ни округлых щечек, ни курносого носа, ни полных чувственных губ, ни трепетного игривого взгляда. Лица искателей словно выходят из природного ландшафта, с которым они успели сродниться за годы странствий, ведь природа приняла их в свои ряды, покорившись их стойкости. Землепроходцы могут напоминать нам идолов, или фигуры, высеченные из камня, вылепленные из глины, всегда сдержанные, даже немного суховатые, как бы «налегке». Если мы закроем глаза и мысленно прикоснемся к лицу искателя, то ощутим твердость, неподатливость, можно даже сказать -некоторую суровость. Эта суровость присутствует и во взгляде, зачастую, вместе с отрешенностью. Взгляд часто ускользает и смотрит вдаль, задумываясь о новом походе. Лучшие фото Искателей получаются тогда, когда они не смотрят в камеру.
С точки зрения основных стилевых направлений Искатель – это чаще всего классика (с ее собранностью, четкостью и минимализмом, концентрацией) и в небольшой степени возможна примесь драмы (если динамика образа очень велика или чувствуется опасность – но это уже вторично) + натуральный стиль (родство с природой, дух ландшафта) + романтизм (одухотворенность, идея, одиночество, высший смысл, зов души). Важный момент (скорее для стилистов)! Хоть странник и обладает динамикой и ощущением движения, но тем не менее Искатели в моем понимании – не драматики. (Если драма появляется во внешности, то только внося дополнительное звучание – мистика, опасность, непокорность – но это все уже веяния других архетипов). Драма – это всегда энергия, расходуемая вовне, к тому же драматику очень важно привлекать к себе внимание, быть центром, а в случае с искателем вся энергия скомпенсирована внутри, мы чувствуем и силу, и упорство, но оно «внутреннее», как вечный двигатель, уводящий своего обладателя от массы зрителей в нехоженые доселе места.
Я решила провести анализ внешности всемирно известных женщин - искательниц (а не только тех, что есть в нашем клиентском архиве), и вот посмотрите: сухие, сконцентрированные, сдержанные, с силой и упорством во взгляде. Предлагаю и вам взглянуть на четырех "махровых искателей", покоривших разные стихии: горы, небо, воду и ледяную пустыню. Примечательно, что среди самых известных путешественниц, скалолазок, альпинисток, мореплавательниц достаточно много и драматических лиц (но все равно с классикой и натуральным в разной степени примеси), но если почитать их историю, то многое в их судьбах делалось чтобы привлечь к себе внимание, или сделать наперекор (т.е. с большой долей бунтарства) или показательно победить трудности (герой) ( Также среди когорты знаменитостей искательских профессий можно найти и наивных романтистов в сочетании с драмой и натуральным. Вот что делает сила в сочетании с интересом и новизной. Причем, небось из-за своих "радужных фильтров" они оказываются, зачастую, самыми отчаянными. Но там другие "двигатели" внутри, и настоящими Искателями по Призванию я бы их не называла (Например, Джессика Уотсон - посмотрите в интернете, кому интересно - ее даже не внесли в книгу рекордов Гиннеса, чтобы другим не было повадно из-за неоправданного риска). А вот более характерные искатели (хотя разграничить их очень сложно) нередко уходили от славы в тихие достижения (переставали участвовать в соревнованиях), не видели в своих достижениях чего-то особенного, предпочитали оставаться скромнягами, делая то, к чему так сильно тянулась их душа. 

На фото:
1 - Амелия Эрхарт - первая женщина-пилот, перелетевшая Атлантический океан.
2 - Линн Хилл - считается одной из самых выдающихся скалолазок в мире. Известна своими прохождениями свободным лазанием предельно сложных скальных маршрутов.
3 - Кристина Хойновская-Лискевич - На своей яхте прошла через Атлантику и Панамский канал, вышла в Тихий океан, достигла Австралии, затем через Индийский океан, обогнув мыс Доброй Надежды, вышла снова в Атлантику, где в марте 1978 г. замкнула кругосветную "петлю".
4 - Луиза Бойд - Получила прозвище "ледяная женщина" после своих длительных путешествий по Гренландии. Луиза исследовала фиорды и ледники, открыла подводный горный массив в Северном Ледовитом океане.

Но не смотря на наличие общих черт, между разными Искателями могут быть достаточно большие отличия, и выразительность образу в разных случаях можно придавать с помощью разных деталей и инструментов, чтобы подчеркнуть его «изюминку». В зависимости от других архетипов, составляющих личности, во внешности могут быть проявлены те или иные отличительные особенности.
Кто-то больше будет ассоциироваться со скалами и снежными вершинами, более скупой на «жизнь» поверхностью, но зато, возможно, более поэтичной (здесь могут быть как персонажи с островатыми чертами лица, так и с более крепкими, плотными). Кто-то – со странствиями по полям и лесам, как средней полосы, так и северных широт (более фактурные лица – с широкими бровями, кудрявыми волосами, крупными чертами). Чей-то образ окажется ближе к теме рек и морей, т.е. к теме воды (вероятно, здесь потребуется больше романтической составляющей)

Путешествие может быть инопланетным – к далеким звездам и фантастическим мирам – в поисках неземных цивилизаций или подходящего места для колоний землян.

Путешествие может быть не только к звездам, но и во времени – для любителей эклектичных образов, где могут в одном сете сочетаться как ультрановые, футуристичные детали «мира будущего» - аксессуары, формы и фактуры, так и привычная для странника природно-удобная одежда, олицетворяющая то, что осталось от «прошлого». Я бы сказала, что в этом случае мы будем иметь дело с искателем –бунтарем, сломавшем представление о хронологии и последовательности времени.

Для любителей более ярких образов можно использовать «страноведческий прием», привлекая в образ характерные для различных этнических групп цветосочетания, формы кроя и «говорящие детали». Этот прием также можно использовать в случаях, когда архетип Искателя не является основным, но начинает увлекать и отвечать ценностям на определенном этапе жизни – тогда можно подобрать наиболее близкую, родную исходной эстетике страну и на этой основе создать гармоничный образ.

Путешественник может в значительной степени соединяться с магом – мистическая странствующая фигура - легенда, которая лишь иногда является на закате то здесь, то там, оставляя после себя ореол тайны, передаваемой из уст в уста, из поколения в поколение. И эта фигура может быть вполне себе очень даже зловещей (маг + бунтарь).

Перед нами может также быть сказочный путешественник/ путешественница, выбирающая средством передвижения ковер-самолет или конька-горбунка – что тоже отличный вариант обогатить свой образ элементами Искателя. Так, например, образ Герды поможет добавить в изначально более легкую стилистику тему искательства (если другими составляющими являются дитя и герой – такое тоже бывает).


А вот и еще пара сетов для «сказочных путешественников» - благодаря некоторым элементам мы можем почувствовать здесь тему «странствия, похода», но отправная общая эстетика здесь совершенно другая.

Казалось бы, столь аскетичный образ странника совсем не связан с миром лакшери, с удобством и эстетикой комфорта. Но, тем не менее, путешествия можно осуществлять и на дорогой яхте, и даже ходить в круизы на океанском лайнере. Эту тему можно раскручивать от летних непринужденных образов с шортами, тельняшкой и сандалиями на босую ногу (для архетипа простодушного), так и эксплуатируя образ капитана, если ведущим архетипом, к примеру, является правитель.

Вариантов – уйма, как и тех направлений, куда может пойти Искатель в поисках новых открытий.

Итак, подведем итоги нашего небольшого путешествия по стилевому миру Искателя.
1. Для Искателя (как и для любого другого архетипа) можно описать характерные слагаемые образа: цвета, формы, фактуры и принты. Когда все эти элементы, собираются вместе, мы получаем образ «махрового Искателя».
2. Благодаря соединению (дополнению, привнесению в образ Искателя) других архетипов получаемые образы могут иметь очень много самых разнообразных вариаций.
3. Все те, в ком мы можем отметить ярко проявленный тип Искателя, обладают определенной общностью черт, которые и определяют типаж этого архетипа (собирательный образ, который чаще всего всплывает в памяти, когда нас просят представить человека с жизненными ценностями и сценариями архетипа, продиктованный жизненным опытом, кино-фото-и видео-сюжетами).
4. Вещи и аксессуары в стилистике Искателя (с небольшими вариациями, но с соблюдением основных черт) в общем приближении будут идти всем обладателям типажа Искателя, т.к. во внешности и элементах имиджа сходные черты «приводятся к общему знаменателю», гармонично объединяются и усиливают общее впечатление.
5. Тот, кто не обладает типажом Искателя, тем не менее, может добавить в свой образ определенные элементы, чтобы в имидже считывались ценности данного архетипа. Способ, с помощью которого можно «притянуть» сигналы Искателя стоит искать во внешности, подбирая такую реализацию, которая, основывается на наиболее проявленной «родной» стилистики.
6. Любой образ можно адаптировать под любую жизненную ситуацию. Так, к примеру, «колониатор», или «мореплаватель» может создать разные сеты, подходящие для работы, для прогулок по городу, для торжественного мероприятия, и др. за счет видоизменения отдельных составных образа, оставляя общий подход единым. Так у человека появляется свой индивидуальный стиль, т.е. единство образов в самых разных их проявлениях.
7. Любой образ может быть красивым, главное, чтобы все его компоненты рассказывали одну историю. Например, историю о странствиях Искателя

Мне остается пригласить вас в нашу группу Вконтакте, где мы предлагаем всем желающим, пофантазировать на тему Искателя и выложить свой сет, собрав, таким образом, «стилевую базу архетипа». Приз за лучший сет - 40% скидка на курс Виктории Семячкиной "Типы личности и стилистика". Искатели, выбирайте, что вам больше понравится.

Выкладывая сеты в теме обсуждения, подписывайте название образа, одного из предложенных или какого-то своего. Каждый предложенный сет снабдите так же хэштегом #IDEAclass_archetype_adventurer
• «покоритель горных вершин»
• «исследователь тайги»
• «мореплаватель»
• «путешественник во времени»
• «сказочный путешественник» (могут быть самые разные подвиды, укажите их тоже) – восточная сказка, русская сказка, другое
• «авиатор»
• «колониальный стиль» (аристократы в колониях)
• «сафари»
• «круизный»
• «турист» (искатель + славный малый)
• «Истории странствий» (проездом по японии, по индии, по тибету, по островам Океании, по Африке, и т.д.)
• «легенда о путешественнике» - искатель с мистической составляющей
• «путешествие к Мачу-Пикчу» (золото ацтеков)
• Что придумаете вы.

Благодарю Светлану Пшеничникову и Юлию Дондо за помощь в подборе картинок.
Хэш-тег для размещения сетов и комментариев: #IDEAclass_archetype_adventurer

Имидж-стилист, Татьяна Бондаренко.

P.S. Не удержалась и сделала еще один коллаж по образу «авиаторши».

В группе Вконтакте в теме "Архетип Искатель" Вы можете оставить все вопросы, которые появились у Вас по поводу связи индивидуального стиля и архетипа Искателя.

29 января в 19.00 Татьяна Бондаренко проведет вебинар, на котором ответит на Ваши вопросы.

29.01 в 19.00 Татьяна Бондаренко проведет вебинар, на котором ответит на Ваши вопросы. Если мы будем заранее знать, что Вам интересно, Татьяна постарается, чтобы не быть голословной - подобрать картинки, иллюстрации, примеры, на которые будет ссылаться в ответах на Ваши вопросы.
Регистрация на вебинар: https://my.webinar.ru/event/668433
Не имеющим возможность присутствовать на вебинаре будет доступна запись мероприятия, присылайте ваши вопросы тоже!
Стоимость участия - 100 руб. Оплатить можно на карту сбербанка: 4276 3800 2115 4492 
держатель карты - Дмитрий К, или здесь: http://idea-class.ru/about/oplatit В сообщении к оплате укажите, за кого платите и эл. адрес, зарегистрированный на вебинар. Обязательно в течение суток дождитесь подтверждения допуска к вебинару. Если вдруг Вы не получите подтверждение на почту, пишите сюда, в чат.

Дизайн