Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Архетип Любовник/Эстет Алины Шманевой

Если архетип Любовника прямо сейчас пришлет на нашу встречу в текстах проекта тайное послание в изящном конверте для заинтригованных нас, то там будет всего два слова: «Наслаждайся жизнью». И «Чувствуй» в P.S.

В разговоре об Эстете этот концепт стоит вынести в первые же реплики)
Желания и движущие силы архетипа Любовника (что, кстати, в данном случае одно и то же) лежат на поверхности. В отличие от других архетипов это делает его в наших глазах более прозрачным и разгаданным. Но невыносимая легкость бытия, как исполненный грации способ жизни, окружает Любовника изящным флером магнетизма. Сопричастность красоте и стройной гармонии этой жизни, как и умение отражать и преумножать ее с помощью 5 чувств – вот призвание 7-го архетипа в нашей коллекции.

Об эстетах, искусстве и айсбергах

Эстет – самый близкий к искусству архетип. С древних времен человек стремился устроить для себя в жизни 2 вещи:
1)Покой и безопасность (от диких животных, внешних врагов, стихий)
2)Изобилие, безмятежность и достаток (то, что лучше всего объясняет английское слово bliss и чему есть масса синонимов в итальянском –dolce vita, bel far niente («радость ничегонеделания») - но гораздо меньше в русском). Словом, то чувство, когда в вашем распоряжении есть всё желаемое и необходимое в этот момент времени.

Человечество особенно истово обращается к искусству во времена, когда нуждается в безопасности и покое, как бы приближая заветные состояния. Как и во времена изобилия, когда первичные потребности закрыты и можно беззаботно наслаждаться жизнью, помышляя о высоком.
В сердцевине наших целей всегда лежит ощущение счастья: достичь некой планки дзена и знать, что это насовсем. Самое мощное состояние в этом контексте – любовь. Именно поэтому архетип Любовника, который про многогранное ощущение счастья в текущем моменте/ наслаждение, первым делом связывается с отношениями мужчины и женщины, а соответственно, с любовью.

Но это только вершина айсберга. И, кстати, лакмусовая бумажка: развитость архетипа обязательно проявится в отношениях. Если картинка в реальности выйдет не слишком идеальной, то придется идти на глубину к основанию айсберга (себе самим) и разбираться, дабы любовная лодка не стала в итоге «Титаником», который в этот самый айсберг впилится.
Архетип Любовника в отношениях – лишь следствие. Начинать, как водится, стоит с себя. И здесь мы невольно приближаемся к тонкому льду первооснов мужского и женского. И, предвосхищая жаркие споры по этому вопросу, скажу, что на истину не претендую, но опишу то, что мне удалось исследовать в данном архетипе. Алгоритм нашего пути звучит внушительно: найти эти первоосновы=>проверить на истинность => проанализировать архетип Любовника в себе => увидеть состояние архетипа в паре.
Итак, если цель нашего бытия в счастье, то всплывает парадоксальная для русской ментальности вещь (ведь мы тяготеем к Опекуну и Простодушному): начинать путь к счастью надо с архетипа Любовника. Подозреваю, что это возможно и есть тот самый базовый фон жизни, через который можно гармонично развивать другие архетипы.

Как будет проявляться архетип Любовника у мужчин и женщин?

Если условно свести многие теории в одну, то мы получим такую картину: женщина в отношениях стремится быть оберегаемой/защищенной (находиться в покое и безопасности) и обеспеченной (статусом, материальными благами в достаточном количестве, быть эмоционально одаренной своим мужчиной/ чувствовать восхищение и заботу).
Дикая и первозданная природа мужчины состоит в том, чтобы вести войну, если нужно, охотиться и добывать, а затем мудро распределять эти ресурсы, дабы они преумножались. Проще говоря, это зеркальная к женской природе позиция: защищать и обеспечивать. Именно в отношениях он достигает финальной точки самореализации, как бы обводя чертой всё достигнутое и говоря: «Да,это моё», возводя в статус. После завоеванных территорий/вершин/триумфов, да и просто удачной охоты, он ищет наслаждения разделить свои победы с той, кто нуждается в нем и способна оценить весь масштаб его личности и происходящего. Вот в какую формулу это всё укладывается:
Архетип Любовника (женская версия)
Быть защищенной + наслаждаться
Архетип Любовника (мужская версия)
Защищать + обеспечивать/одаривать


При развитом архетипе у обоих в паре этот механизм действует безотказно. Но если с детства компоненты были освоены иначе, то и в паре, и в отдельности теневой архетип Любовника может сильно портить жизнь. Например, женщина привыкла рисковать, напрягаться и достигать, не успевая наслаждаться плодами усилий или ограничивать себя ради всех/ c мужчиной то же, но в зеркальном проявлении. В этих случаях путь к балансу стоит начать самостоятельно из архетипа Любовника. Иллюстрацией служит масса историй, самая наглядная из которых – Элизабет Гилберт и ее «Ешь, молись, люби». Кстати, именно там отлично описана тень архетипа, в которой два полюса. Первый – растворение в объекте любви, второй – крайний эгоизм:
«Если уж я люблю, то отдаю все без остатка. Свое время, преданность, тело, деньги, семью, собаку, деньги моей собаки, время собаки: все — значит все. Если я люблю, то готова взять на себя чужую боль, чужие долги (во всех смыслах этого слова) и защитить любимого от его же комплексов, а также наделить его воображаемыми хорошими качествами, которых у него и в помине не было».
Лиз Гилберт, «Ешь,молись,люби»


И тут мы начинаем понимать, что архетип Любовника – личная штука, которая изначально про себя самих, а не отношения в паре.

Love is in the air...


В двух словах, Любовник – это удовольствие и изысканность, наслаждение жизнью во всех ее нюансах и оттенках. Тень архетипа – эгоизм. Как раз то, что табуировано для Опекуна/Хранителя.

 

В искусстве синоним архетипа – эпоха рококо, Ренессанс, импрессионизм и античность. В скульптуре – импрессионизм Родена («Вечная весна», например). Во многом они пограничны с Творцом, так как это о внутренней свободе и восприятии жизни в ее мощных ярких вибрациях. Но Творец слитен с потоком, Любовник же эгоцентричен. Эстетика вида, красота образа – вот что его влечет.
Синоним архетипа Любовника в музыке – джаз – чистое обольщение.
Запахи архетипа сложные, многослойные, изящные увлекут по тем граням этого мира, о которых вы порой и не подозревали. Наблюдательный и впитывающий эстетику во всем Любовник, знает в этом толк. Он пробует мир на вкус разными способами и очень вероятно, что любит путешествия, так как они дают полноту и объемность картины.

Попробуйте сказать итальянцу: «У тебя есть право на отдых!» — и он ответит: «А то. Именно поэтому я наметил сделать перерыв в двенадцать, пойти к тебе домой и переспать с твоей женой».
«Ешь, молись, люби», Лиз Гилберт

О вкусах архетипа лучше всего расскажет итальянская и французская кухня. Чем сложнее и изысканнее блюда, тем явнее будет, что в этой ментальности выражен архетип Любовника. Психология культуры Франции и Италии транслирует его колоритно и виртуозно. За что бы вы ни взялись в этих странах, встретите архетип Любовника с невероятным умением наслаждаться и смаковать эту жизнь в каждом ее глотке.

Словом, если есть желание проработать в себе данный архетип качественно, то скажу сразу, это будет приятная работа над собой, так как начнется она с аэропорта и билета до Франции или Италии/ на ваш вкус, а возможно, и у вас дома, в качестве уроков итальянского или мастер-классов французской кухни.

 

Любовник – почти всегда кинэстетик. Эту возможность постижения вкуса жизни он не пропустит. И в ней, как и многих других радостях гедонизма, он мастер.
В литературе героиню архетипа отлично вывел Ремарк. В романе «Гэм». Почувствовать этот флер можно почти в любой цитате:

«Гэм любила обхватить ладонями хрусталь и ощущать его прохладу. Любила осязать кожей прикосновение бронзы, смотреть в чистую прозрачную воду. Странно манила ее всегда и гладкая чешуя рыб. Или, например, взять в руки голубя и чувствовать под опереньем его живое тепло».

В мире кино представителей архетипа Любовника множество, так как и сам кинематограф – одно из явлений архетипа, как и театр. Расскажу о нескольких ярких кинообразах, которые характеризуют архетип: Фильм «Честная куртизанка»

 

Почти пособие для развития женской версии архетипа. Сюжетная линия, костюмы, место действия Италия, психологические типы – всё о том. Там цельность картинки архетипа такова, что лучше один раз увидеть. И дать в качестве аперитива несколько цитат, которые все об Эстете)

«Каждый мужчина мечтает об искусительнице, величественной и недостижимой Венере, которая быстро превратится в податливую лань, если он того захочет», «Красота – отражение божественной сути. Это знали создатели Сикстинской капеллы, знай и ты», «Надо познать удовольствие, прежде чем дать его другим».

Если мы ищем живое олицетворение архетипа, то я не знаю ничего точнее, чем образ Моники Белуччи. Какое совпадение, она как раз из архетипического эпицентра Любовника – Италии. Детали и цельность красноречивы: магнетизм, царственность, достоинство, таинственный фирменный взгляд, дистанция, диапазон от прямой провокации и образов ню до молчаливо-робких образов с огромной долей изящества, неги и грации в сердцевине.

 

Моника словно родилась эталоном данного архетипа, по которому можно измерять степень владения им) Далее можно продолжить список представительниц бесконечной вереницей актрис, но мы тут этого делать не будем, ибо их слишком много, буду рада вашим примерам в комментариях)

Коктейли архетипа Любовника и Бунтаря (сочетания, согласитесь, всегда интересное дело) есть в Шарлотте Генсбур и Еве Грин. Интересная смесь, усиливающая гибкость образа. Ох, не зря вы найдете их в почти неприглядных «Нимфоманке» и «Мечтателях» (рекомендовать смотреть не буду, но пройти мимо этих фильмов в контексте не могу), а Еву также во вполне нуарно-благопристойном «Городе грехов».

 

Любовник знает весь арсенал удовольствий и оттенков этого мирa: от кинэстетики, природы, искусств, книг и т.д. до дорогих вещей, духов, вин, изящных уголков городов и стран, необычных ресторанов и особенных путешествий. Вся эта феерия лишь усиливается в паре, потому что он выбирает для себя то из всей этой коллекции, от чего хорошо именно ему, и при развитом архетипе идет равноценный обмен этими бесценными дарами-чувствованием мира в паре. В конечном счете, он щедро одаривает своим bliss и весь окружающий мир, преумножая красоту.

Фильмы про архетип Любовника на десерт:
«Джульетта и духи» Феллини
«Ешь, молись, люби»
«Честная куртизанка»
«Пари матч»
«С широко закрытыми глазами» Кубрик
«Город грехов»
«Красота по-американски» Сэм Мендес
«Дневная красавица» Бунюэль
«Малена» Торнаторе
«Мечтатели» Бертолуччи
«Ангел-А» Люк Бессон
«Мария Антуанетта» София Коппола

Маска архетипа. Любовник
Ваша задача - примерить на себя роль Эстета на 48 часов. Воспринимать мир 5 органами чувств. Кинестетика - ощущение прикосновения ветра, нюансы воздушной среды - тепло, прохладно, жарко... Глади воды, солнечных лучей, фактуры тканей... Какие фактуры Вам приятны больше всего, что дарит радость в окружающем мире через прикосновение к миру в разных его гранях? Звуки, запахи, цвета, картины, краски, оттенки и нюансы мира. Попробуйте воспринимать всё, что увидите вокруг через ощущения и свой субъективный ответ на окружающую реальность"
Что нового открылось о себе и о мире? Своим опытом можно поделиться в комментариях.

Дизайн