Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Индивидуальность Мудреца. Татьяна Бондаренко

Вот уже второй раз, сейчас в рамках исследования архетипа Мудреца я беру для стилевого анализа фотографии трех героинь, в которых большинством голосов или по личным ощущениям преобладает архетип данного месяца – Мудрец\Философ. И вновь стилевые истории вышли очень разнымии, несмотря на то, что всем девушкам близок один и тот же архетип.
И, что самое интересное, на выходе с точки зрения стилистики далеко не все героини получились у меня мудрецами, точнее даже сказать, что никто не определился, как явный Мудрец.
Видимо это женская природа берет свое, в ее экспрессии и творческом начале изначально заложено что-то более широкое, более художественное, нежели очень спокойное, «продуманное», малоэмоциональное воплощение Мудреца. А тяготение к этому архетипу, его ценностям и моделям скорее всего связано с определенным жизненным этапом или средой воспитания, формирования личности, наложившей свой отпечаток на вкусы, интересы и образ жизни наших героинь.
Я не берусь претендовать на истину, в чем кроется настоящая причина различия между предлагаемым стилем, который призван отобразить индивидуальность и особенную красоту каждой героини, и ее тяготением к исследуемому архетипу. Скорее всего причина именно в коктейле из нескольких архетипов, которые приводят вот к таким, порой неожиданным результатам. Хотя, соглашусь, как составной элемент личности, архетип мудреца в разных пропорциях, но присутствует во всех девушках.
Словом, смотрите сами. Моя задача - показать, как стоило бы раскрывать образ героинь (сначала без привязки к архетипу, а затем внеся долю адаптации образа к эмоциям и настроению архетипа).

Героиня первая – Евгения – на мой взгляд с наиболее проявленным архетипом Мудреца во внешности.

В лаконичных и очень «собранных» чертах лица Евгении можно почувствовать всю строгость классики, даже чопорность, выверенную годами, поколениями. Можно увидеть «дорожку», уходящую вглубь родословной, ведущую нас от матери к бабушке, затем к прабабушке, и далее до самых истоков аристократического рода. В высоком лбе Евгении, ее глубоко посаженных глазах словно хранятся правила и заветы старших, а в сдержанности губ и спокойной линии бровей – обещание соблюдать и чтить вековые мудрости рода, забывая где-то о «хочу» и «не буду» выводя в приоритет «надо» и «следует».
Во внешности заложено аристократическое начало с традициями и наследием, но при этом отсутствует помпезность, бравада и демонстрационное начало. Классику необходимо брать в более спокойном и естественном «натурализированном» выражении, чтобы чувствовалась и строгость, и некая смягчающая образ простота, позволяющая героине уйти в тень, и не привлекая к себе внимание, заниматься важными и, возможно даже, какими-то исключительными вещами, которые не умеет никто другой.
В стилевом плане я бы провела здесь аналогию с Шерлоком Холмсом. Старая Англия с ее консерватизмом, традиции, сдержанность– это раз (хотя эта внешняя сдержанность нисколько не ограничивает внутреннюю свободу героя). Неторопливый ритм и немногословность – два. Логика, последовательность и неординарные аналитические способности героя – это три. Евгения, не удивлюсь, если и у Вас в запасе есть какой-то свой «дедуктивный» метод 
Евгения, я думаю, Вашу тему можно раскрывать как в более «мужском» варианте, т.е. на брючных комплектах, с общим тяготением к мужской эстетике, так и на более женственных, смягченных комплектах. Как в современной интерпретации английского стиля, так и в историческом аспекте викторианской Англии, с ее винтажными элементами – это уже, что сердцу ближе. Запомните предлагаемые вариации на будущее. Возможно, если не сейчас, то когда-нибудь захочется к ним вернуться.
Для выражения любого настроения нам необходимы инструменты: цвета, формы, фактуры и рисунки. Собираясь вместе, как в едином комплекте, так и в одной вещи, они начинают «рассказывать» нам свою легенду, или, как это принято называть в нашей школе, «стилевую историю».

Итак, Ваша формула стиля:
Формы могут быть с историческим подтекстом (плащи-накидки, закрытые блузы и платья, кейпы), и более простые, скорее относящиеся к современному английскому стилю. Лаконичные, сдержанные. Зауженные платья средней длины, зауженные или слегка расклешенные юбки в сочетании с жакетами, жилетками, блузками. Для более «мужского» варианта – брюки.

Цвета: Даже не смотря на исходный холодный летний цветотип героини, цветовое решение требует добавления более густых оттенков осени, только оттенки должны быть слегка приглушены серым пигментом. Холодные же летние оттенки привнесут нотки строгости и изысканности
Основные цвета: бежево-коричневые, серые.
Дополнительные - моховая зелень, табачный, кремовый, терракотовый красный, холодные голубые и синие.

Фактуры: Плотные, пластичные, с легким ворсом, матовые. Шерсть, смесовые ткани, кашемир, твид, тонкое букле, замша, трикотаж, вискоза, кружево, хлопковый бархат, вельвет.

Принты: Клетка, елочка, куриная лапка (пье-де-пуль), мелкая крапинка, твидовый узор.

Вообще Английскую тему я «отложила» для архетипа Заботливого.Гувернантки и учителя, а также идеальные слуги и экономки – незаметные и терпеливо выполняющие пожелания господ, сохраняя при этом свое достоинство. А оказалось, что этот стиль вполне может подойти и для мудреца. Допускаю, что и в нашей героине есть доля Опекуна(Заботливого). Евгения, для исследования, подскажите, так это или нет?
Также возможно, что эта тема является более-менее универсальной, т.к. она образована путем слияния классического, натурального и в отдельных (с историзмом) случаях – романтического стилей.
С Мудрецом ее прежде всего роднят спокойные сдержанные оттенки и столь же спокойные фактуры, а также простота и лаконичность кроя. В самой Английской теме очень много традиционности и преемственности, серьезности, сдержанности, культурности – что также является мудрецовым.

Итак, примеры одежды для Евгении:
Более мужские вариации (как в более теплой, так и в более холодной цветовой гамме):



Более женственные сеты - как более современные, так и с налетом историзма (хотя справедливости ради можно сказать, что в английском стиле всегда ощущаются исторические нотки)

Образы могут быть как более сдержанные, так и более яркие, модные, с элементами эклектики – как под какие-то особые случаи (посещение арт-выставок, или модных мероприятий) или под настроение. Напомню, что «стилевое ядро» мы можем уже донастраивать с учетом образа жизни, окружения и потребностей героини.

Вот, например, варианты для прогулок по городу, повседневные сеты – удобные и комфортные:



Как я писала выше, в английском стиле уже достаточно много сигналов мудреца, но если это настроение хочется усилить, можно выбирать чуть менее «оформленный» крой, с легкой асимметрией, с добавлением спокойных драпировок, подхватов, свободы в области талии, с использованием запахов. Также можно выбирать однотонные вещи или более «растворенный» принт, едва читаемый.

Но я бы не советовала нашей героине сильно свободные формы, мешковатые. Ее достаточно тонкие аристократические черты лица (видимо, присутствие Правителя) требует большего порядка в формах и большей изысканности. Поэтому свободу следует добавлять лишь эпизодически. А также необходимо держать общей уровень контрастности, используя либо насыщенные оттенки, либо более светлые, но с использованием контрастной отделки, аксессуаров или украшений, чтобы не «размывать» образ.

И напоследок – небольшой совет Евгении по цвету волос: яркий рыжий цвет может быть красиво стилизован в Вашем случае, но потребует совершенно иного стилевого решения, если Вы захотите его оставить, т.к. подобный цвет никак не отображает эстетику мудреца.
Для предложенного здесь решения необходимо колорировать волосы в более сдержанный (каштановый оттенок).

Героиня вторая – Рита – здесь тема Мудреца тесно переплетена с Магом.

Несмотря на некрупные черты лица Риты, мы тем не менее чувствуем их крепкость и силу. Словно выточенные из камня, «скалистые», они приводят нас высоко в горы или какие-то каменистые края, в достаточно лаконичное и немного суровое пространство. Мудрость гор, связь с природой, ее архаическим началом – с недрами и высотами- и выдают присутствие Мудреца.
Но есть во внешности и экспрессивная составляющая, будоражащая, непредсказуемая, сила магических метаморфоз, и, возможно, ее даже больше. На мой взгляд для Мудреца ведущим является состояние покоя, а для Мага, наоборот, постоянство губительно. И если положить на чаши весов «покой» и «движение», здесь побеждает второе. Это как невидимое глазу зарождение вулкана или землетрясения, или пробуждение деревьев после зимнего сна – когда, казалось бы, внешне все статично, но внутри идут процессы движения, изменения, перехода из одной фазы в другую. Могу поспорить, «покой Вам только снится.»
И тем не менее здесь имеет место очень интересное сочетание покоя и вот этого трансформационного движения, как в шаманских плясках, использующих монотонные повторяющиеся движения, вводящие в трансовое состояние.
Самобытность и экспрессия + вековая мудрость народов, даже, я бы сказала, что-то языческое, с поклонением силам природы, с идолами, амулетами, тотемами – все это может найти отражение в образе, который можно назвать – «шаманка горного края».
По стилистике это коктейль из драматического (сила, движение, хищность) и натурального стилей (через этнику, архаику). При желании можно добавить и романтический стиль в его мистической вариации.
Сейчас вот только пришло в голову, что шаман включает в себя еще и Правителя-Бунтаря (надо будет это обдумать основательно :)

Формула вашего стиля:
Формы в целом достаточно простые, но не статичные. Сочетание брюк с туниками или платьями, жилетки, блузы и жакеты с расклешенным рукавом, с запахом под пояс или ремень, в крое присутствует свобода. Допускается асимметрия в крое (неровный срез низа). Элементы кроя могут создавать ощущение полета, птицы, т.к. во внешности есть подобное сходство.

Цветовая гамма: Базовые цвета – натуральные – коричневые, бежевые, песочные (причем не смотря на холодный летний цветотип допускается использовать как родные холодные, так и теплые оттенки),
Дополнительные оттенки - синие, терракотово-красные, серые, оливковая зелень или цвет лаврового листа. Цветовая гамма может быть как очень сдержанная, так и более яркая, с добавлением оранжевых, красных, ярких синих и желтых оттенков (как правило в украшениях, аксессуарах, принтах и отделке).

Фактуры: Натуральные, природные. Доминирует мягкая кожа, замша, вельвет, лен, некрупная вязка, матовый шелк (блеск исключен), дикий мех, сукно, джинса, батист, хлопок, простые меха.

Рисунки: преимущественно однотонные ткани, может быть добавлен орнаментально-архаичный принт, полосы. Принты заменяет декор в виде вышивок, аппликаций, а также бахрома, монетки.

Огромным плюсом этнической темы является удобство ее адаптирования под каждый день, для выездов на природу, для прогулок по городу. Но свободные силуэты, натуральные ткани, украшения в этническом стиле – это еще и то, с чем надо обращаться достаточно аккуратно, чтобы не потерять стилевую выразительность и эффектность внешнего вида, когда важно произвести впечатление.
Этнические темы могут быть не только удобными и носибельными, они также могут быть очень стильными, не даром ведущие дома мод то и дело цитируют те или иные элементы этой эстетики в своих коллекциях.


Вот так могут выглядеть Ваши повседневные сеты. Обратите внимание на использование кисточек, перьев, бахромы – это не только детали, передающие экспрессию, но и «обозначение» темы вольной птицы, которое может стать Вашей фишкой.

Эффект «перьев» может создавать более мелкий и дробный рисунок. Но важно, если рисунок и мельчится, чтобы он перемежался с однотонными тканями или был оформлен сегментарно, упорядоченно (по горловине, по низу изделия, по рукавам, или разделен полосами). Тема сдержанности также должна присутствовать в сочетании с более динамичными узорами.


Благодаря присутствию драматического стиля, внешность может выдержать и более яркую цветовую нагрузку, несмотря на летний неконтрастный цветотип.

А вот варианты летних непринужденных сетов – как с джинсами, так и с платьем.


Я уже говорила, что во внешности Риты есть ноты драматической хищности. В сочетании с языческой этникой это выводит нас на мысли об амулетах и тотемах, или тотемных животных. И это тоже может стать идеей для сетов. Причем можно пойти дальше птиц и «подтянуть» к образу хищников покрупнее, особенно, если их цветовая гамма вписывается в этническую эстетику.

А вот варианты нарядных образов для Риты.

Чтобы усилить звучание мудрецовой составляющей в образе, необходимо практически убрать рисунки, сведя все к однотонным спокойным цветовым решениям. Не упустить повествовательную нить стилевой истории помогают фактуры и аксессуарный ряд, формы слегка видоизменяются в более спокойные, текучие, добавляя романтические ноты в образ. Такую вариацию можно назвать «хранительница гор» или «горный дух». И в этой вариации также могут быть функционально самые разнообразные сеты – от прогулочных до деловых.


На мой взгляд такая вариация хоть и отражает суть героини, но все же более монотонна, не столь выразительна, как вариация с цветовыми решениями, но здесь выбирать Рите.

Героиня третья – Альбина – вот уж, наверное, не ожидала Альбина от меня такого предложения, когда присылала свои фотографии в месяц Мудреца. И тем не менее…

Во внешности героини есть движение. Даже в тех постановочных фотографиях верхнего ряда, на которых у Альбины более собранное, сконцентрированное выражение лица, мы можем почувствовать буйство формы.
Основной «крученый» ритм задают волосы, но и извилистая форма губ, и кругление линии глаза, и нос поддерживают заданное завитками волос движение. Попробуйте мысленно взять в руки кисть и нарисовать черты лица Альбины, линии будут извиваться, круглиться, двигаться, не ложась на полотно бумаги статично. Также можно обратить внимание на то, что для передачи этого движения нам становится тесно в двухмерном пространстве. Либо нужно мастерски владеть светотенью, либо передавать объемы лица через лепку, т.е. через пространство трех мер, иначе теряется важная, и, пожалуй, даже главная изюминка нашей героини – власть над объемами, глубина форм и изгибов, игра тонов и оттенков, рельефные переходы.
И вот уже во второй раз, вторая наша героиня несмотря на ощущение в себе вполне статичного Мудреца, на самом деле являет собой набор движущихся линий, живых, объемных, и она словно приглашает нас с собой в свой чувственно- осязаемый мир, а вовсе не информационно-ментальный.
Теперь давайте посмотрим на профиль Альбины – он тоже очень неспокойный и при этом достаточно сильный. Все линии носят четкий характер, а не «размытый», они сильные, экспрессивные, и при этом достаточно аккуратные.
Подобное круглящееся движение – бурное, жизненное и при этом чувственное – живет полной жизнью в эпохе Барокко. И мы можем найти немало сходства Альбины с дамами, изображенными на холстах известного портретиста эпохи барокко – Питера Пауля Рубенса.

Эти картины и манера художника и будет для нас являться ориентиром, ассоциативной точкой отсчета для определения индивидуальной

Формулы Стиля.

Цветовая гамма: достаточно насыщенная, можно даже сказать роскошная. Цвета не однозначные и простые, как в спектре, а наоборот, такие же «трехмерные» и с глубиной, как бы «многослойные»: все оттенки теплых и холодных коричневых, разнообразные оттенки красного – от алого до винного оттенка (вишневые, бордовые, гранатовые), жетловато-оранжевые (медовые, янтарные, охристые, золотые), оливково-зеленые, моховые.

Фактуры: в данной истории нельзя преувеличить важность фактур. На них приходится большая смысловая нагрузка. С одной стороны, чтобы передать подвижность и глубину образа необходимы ткани, которые могут создавать игру света и тени на перегибах, драпировках, заломах, а с другой стороны это не должно быть кричаще и очень блестяще, так как мазки Рубенса достаточно тонкие, легкие, деликатные, не пастозные. Подойдет хлопковый бархат, микровельвет, велюр, матовый шелк, вискозный трикотаж, кашемир, пышный мех и другие.
Можно увидеть, как сразу «оживает» лицо героини в подобном окружении. Даже на фотографии, заглаженной ярким светом вспышки (или фотошопом) появляются объемы. Подобные лица надо обязательно снимать в более мягком, приглушенном свете, оставляя игру рельефов (тут уж фотографу придется повозиться, чтобы сделать это красиво, но результат того стоит).

Формы одежды должны подхватывать заданное внешностью движение и вести его дальше через объемные элементы (расклешенные рукава, воланы в отделке, драпировки и защипы, баски, и прочие хитрости декора). Осторожно стоит быть только с выбором мест, на которых дается этот объем, чтобы не испортить фигуру. (Самые безопасные места – рукава в нижней части и воротники). Преимущественно используем форму платья или юбки, брюки менее свойственны данному образу.

Рисунки – я бы предложила в основном держаться однотонных тканей, т.к. внешность Альбины – хоть и относится к барочной эстетике, но присутствие архетипа Мудреца вносит определенную собранность и ясность даже в этот подвижный образ. Рисунки в виде дворцовых узоров и вензелей можно добавлять, если они не сильно контрастные, либо если рисунок идет в фактуре ткани или занимает не основную часть полотна, или «сдержан» присутствием однотонных вещей. Лучше всего добавлять принт в аксессуарах (сумках, шарфах). Также могут быть круглящиеся цветочные принты (чаще розы) – отлично подойдут для платьев на лето.
Невозможно представить себе барокко без достаточно крупных и заметных украшений – серьги, кулоны, перстни из полупрозрачных камней в ажурном металлическом обрамлении. Но даже, если Вам не привычны такие яркие украшения, их можно заменить на каплевидные полупрозрачные капли (важно, чтобы украшения тоже были объемными, а не плоскими).
В данной тематике проще всего составить праздничные, парадные сеты:

В любой эстетике можно создать сеты для разных ситуаций, например, более сдержанные, для работы. Тогда формы станут более строгими, но цвет, фактура и украшения будут нести смысловую нагрузку. Объемы можно передать и через аксессуары (например, сумки или декор в виде объемного цветка).


Мех и меховые воротники могут стать отличным выразительным инструментом для придания комплекту рельефности.

А вот и более простые комплекты, повседневные. Фактуры становятся проще, но сохраняются формы и объемы.



Эстетику барокко я бы скорее отнесла к архетипам Эстета и Бунтаря (роскошь и чувственность вместе с «выплеском» и несдержанностью форм). Интересно, есть ли это в нашей героине? Альбина, расскажите, пожалуйста, насколько эти архетипы Вам близки – это очень интересно для наших исследований.
К Мудрецу барокко тоже имеет отношение, хотя, возможно и не совсем такое, как описывается в «Герое и бунтаре». Барокко – это мудрость прагматика, мудрость через опыт, «хваткая» мудрость. И у нашей героини Мудрец проявляется во взгляде, таком проницательном, идущем на глубину, хватком, нерассеянном. Можно вспомнить Миледи – тоже, кстати, барочная героиня, и очень даже мудрая.
Если в эстетике барокко захочется усилить ноты «канонического» Мудреца, то это можно сделать через одновременное «успокоение» всех элементов образа:
• Цвета выбираем более приглушенные, хотя и не переходим к ахроматическому ряду. Отсутствие глубоких живописных цветов, а также их сложных сочетаний губительно для Альбины.
• Фактуры более матовые, но по-прежнему с глубиной, хотя бы в отдельных вещах. Чувственность образа передается именно через фактурный ряд.
• Рисунки исчезают, выбираем однотонные ткани.
• Украшения и декор на сумках и обуви используем по минимуму, успокаивая образ через лаконичность.
• Формы теряют «бодрую» пышность, переводя ее в более спокойную и немного ослабленную, как бы «уставшую».

Заключение
Вот такими разными получились Мудрецы, как, наверное, будут разными и все остальные представители исследуемых архетипов. Ведь мы все столь уникальны и особенны, что было бы странным, если бы мы четко делились на 12 стилевых решений.
Если Вы хотите подробнее узнать об основных стилевых направлениях, о которых я упоминаю в своих статьях, я приглашаю Вас получить небольшой бесплатный курс «7 волшебных нот стиля». Это можно сделать здесь - набор красивых коллажей и сетов гарантирован, Вы также сможете подключиться к творческому процессу и создавать свои работы.
А также с удовольствием приглашаю Вас на бесплатный онлайн вебинар моей коллеги и одного из экспертов проекта – Алины Шманевой – «Культурные коды и образ» Рита, Вам просто необходимо здесь побывать!

Дизайн