Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Мудрец (Философ) в стиле. Татьяна Бондаренко

Стилистический анализ архетипа мудреца-философа оказался для меня достаточно сложным, и прежде всего по причине того, что образ данного архетипа в основном связывается с мужчинами, а не с женщинами. Если попросить кого-то назвать, что приходит на ум в ассоциации со словами «мудрец», «философ» - или хотя бы «мудрость», «философия», чтобы даже изначально не было привязки к мужскому миру, - в голове тем не менее возникают образы высоколобых пожилых мужчин в очках: мыслителей, ученых, научных работников с огромным кладезем знаний и опыта, приобретенного в течение долгого времени.
Поиск истины, в основе которого лежит последовательность логических выкладок, как и сам мир «логоса» - это мужская часть мироздания. А суть женской части – это интуиция, спонтанность, чувственность, хаос. И именно поэтому так сложно связать суть данного архетипа с женским образом напрямую.
Вторая сложность заключается в том, что истинные Мудрецы\Философы, пожалуй, с еще меньшей вероятностью, чем Искатели, когда-либо обратились бы к стилисту. Увлеченные процессом познания мира, совершенствующие знания и наращивающие свою экспертность в одном или многих пластах науки, они и красоту оценивают по совершенно другим параметрам – по масштабу компетентности, по глубине погруженности в вопрос, по серьезности подходу к задачам и безупречности аргументации ответов. И чтобы иметь возможность «докопаться до сути», отделить зерна от плевел, увидеть главное – необходимо чистое, незамутненное лишними деталями поле – спокойное, аскетичное, малоэмоциональное.
Поэтому у стилиста, с одной стороны, практически не остается инструментов для создания выразительного «стильного образа» на базе данного архетипа, но с другой стороны – тем интереснее задача.
Итак, давайте сначала погрузимся в атмосферу Мудреца\Философа, как мы это делали с Искателем, чтобы на уровне ощущений вывести формулу того, что является ядром, сутью архетипа, а затем из этих ощущений «достанем» «инструменты» (цвета, формы, фактуры, рисунки), с помощью которых можно создавать разноплановые образы, тем не менее имеющие единую основу и передающие необходимые нам впечатления.

Понятие стиля всегда связано с миром чувств и ощущений.
Для атмосферы Мыслителя важными становятся: спокойствие, четкость, собранность, концентрация, неспешность или даже статика, аскетизм, простота. Одежда как таковая уходит на второй план, становясь фоном для личности, уступая место ментальной ясности, экспертности знаний и чистоте эксперимента.

Отсюда рождаются основные инструменты:
Цветовая гамма очень важна для данной эстетики. Т.к. цвет – это всегда эмоция, нам необходимо его максимально «выключить», ведь ученый, эксперт должен полностью сфокусироваться на своем научном эксперименте, на истине, а не поддаться ложным выкладкам ради удовольствия подтвердить желаемые предположения.
Ахроматические (бесцветные) и близкие к ним оттенки становятся основными: все оттенки серых, серо-бежевые, серо-голубые, а также оттенки белого, но не кипенно-белоснежные, а более сдержанные, «лабораторные». Сдержанный синий цвет также подойдет для трансляции идей истинности, логики и знаний. Являясь самым неэмоциональным и холодным среди радужного спектра, он даже на физическом уровне способствует понижению давления, снижению аппетита, замедлению сердцебиения – т.е. успокаиванию и концентрации. Философы зачастую могут производить ощущение «холодных» и необщительных людей, считающих праздные разговоры пустым и бесполезным сотрясанием воздуха, а различные увеселительные мероприятия - напрасной тратой времени. Чтение книг для Мудреца гораздо предпочтительнее отношений с людьми.

Мудрец часто остается недосягаемым для окружения, мы чувствуем его дистанцированность и обособленность от остальных. Даже находясь рядом, он остается где-то в своих мыслях и не открывается окружающим. Если к Искателю можно все-таки присоединиться, с условием, что Вы не будете ему мешать в походе и сетовать на неудобства кочевой жизни, Мудрецу же, на мой взгляд, можно только служить, помогать, опекать, а вот стать по-настоящему близким можно только будучи глубоко погруженным в ту область знаний, которая является сферой его интересов.

Фактуры – тоже фоновая характеристика для данного образа. Они не должны привлекать к себе внимание и отвлекать от сути. В праздничных и вечерних нарядах, может присутствовать достаточно сдержанный блеск, но в целом, как правило, ткани должны оставаться матовыми, непрозрачными, достаточно гладкими или немного «рябенькими», спокойными.

Формы могут быть различными, от более свободных и не стесняющих движения, до более собранных – это уже будет зависеть от вариаций, о который пойдет разговор ниже, но общим станет лаконичность и даже аскетизм кроя, поддерживающие ощущение ясности, правдивости, а также впечатление статичности, т.к. Мудрец обретает «знание», но не действует. Поэтому силуэты будут как правило вытянутые, протяжные, как бы «медлительные».
Так как тема истины и мудрости – это скорее вопрос ментального соблазнения, но не физического, то и формы кроя в чистом варианте Мудреца не обтягивают фигуру, а либо нейтрально-спокойно облегают ее, либо оставляют свободу, могут даже быть мешковатыми, не подчеркивая женские особенности фигуры, не фокусируя внимание на груди и талии, а наоборот, скрывают и уводят «все это» в фон.

Рисунки в «махровой» версии Мудреца отсутствуют, способствуя общей идее не создавать «хаотичность», не вносить лишнее, не «замусоривать» пространство. Но как вариации, это могут быть рисунки следующего характера:
• Максимально спокойные принты: Полоска, едва заметная клетка, геометрический орнамент, расположенный локально, как бы оформляющий и конкретизирующий изделие.
• Принты, связанные с процессом обучения: Здание университета, книги, перо и бумага, рукописи, изображение измерительных приборов и специальных инструментов для исследования в разных областях (микроскоп, к примеру, или лупа).
• Принты, отождествляющиеся с потоком информации, с кодовыми обозначениями в науке: компьютеры, буквы, формулы, графики, схемы, диаграммы, радиоволны, чертежи, обозначение химических элементов, физических величин, формулы, газетный принт и др.
• Принты олицетворяющие древнюю мудрость, основательность, вечность: камни, полуразрушенные памятники архитектуры, скульптура, статуэтки древних богов, мудрецов, фразы на латыни или других древних языках.

Аксессуарный ряд. В своем чистом выражении Мудрец – это минимум аксессуаров и украшений, не мешающие сумки и удобная обувь. Но, как я уже говорила ранее – для разных жизненных ситуаций конкретное решение может быть разным. С точки зрения украшений – это как правило отдельные, лаконичные, достаточно крупные предметы: перстни, браслеты, кулоны, передающиеся от поколения к поколению. Часто это камень – как символ вечности, или металл – как символ четкости и незыблемости. И тот и другой материал – основа аскетизма. В украшениях отсутствуют мелкие дробны детали, сверкание, явная декоративность. Украшения мудреца имеют глубокий смысл, как и все, что ему дорого, а не служат цели «украсить» или «привлечь внимание». Часто это какие-то концептуальные вещицы.
А теперь я предлагаю отправиться в пространство образов исследуемого архетипа.
И прежде всего стоит обратиться к Древней Греции – колыбели науки и философии. Именно в античной культуре профессиональная наука впервые в истории человечества выделяется в самостоятельную сферу, развивается философия - ставятся и получают своё оригинальное решение основные философские проблемы, в том числе о происхождении Вселенной и о природе человека. Развивается искусство – греки ищут идеал красоты – чистоту линий и гармонию пропорций, как во внешности, так и в архитектуре, даже в искусстве лежит «метрическое» начало – четкие математические расчеты.
В современной эклектичной моде достаточно часто можно встретить цитаты из греческих образов, т.к. спокойный и преисполненный достоинства стиль не может не привлекать своей монументальностью, весомостью, и величественным покоем. Вот только эксперименты с подобными одеяниями удаются далеко не всем. Чтобы спокойно-аскетичная одежда в греческом стиле стала по-настоящему шармовой, она должна быть соотносима с образом того, кто ее надевает.
Привожу примеры как более спокойных, повседневных вариантов, так и нарядных, вечерних.



От Древней Эллады переместимся в не менее созидательную и аскетичную Японию, в ее философское спокойствие, доверие к мудрости, поклонение предкам и ценность накопленных веками знаний и традиций. Япония с одной стороны обладает другим – восточным – менталитетом, с примесью ценностей «мага», ориентированным на развитие интуиции, на всматривание вглубь души, на медитации. Но с другой стороны можно заметить и много общего: спокойствие красок, аскетизм, сдержанность и концентрация, общее ощущение «древности» образа через использование особых аксессуаров. Мудрость и Философия Японии также связана с уединенностью, отстраненностью и погружением. А вот пикантность в японский стиль вносит своеобразное отношение японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться, сливаться и понимать природные стихии, а также учиться у них мудрости, стало особенностью национального характера японцев.

Японская тематика может быть раскрыта и через черный цвет, который традиционно в культуре Японии является символом возраста и опыта.

Раз уж мы пошли в сторону мудрецов с примесью Мага, то тогда давайте рассмотрим еще одну образную вариацию – очень красивую, одухотворенную, поэтичную, но от этого не менее мудрую. Как и в случае с Японией здесь будут добавлены ноты созерцательности за счет связки с темой природы. В художественном фильме «Властелин колец», выдержанном на очень высоком стилистическом уровне мы имеем удовольствие наблюдать великолепных Эльфов Ривенделла, чей внешний облик во многом несет эстетику Мудреца. Внутренне ощущая большую долю этого архетипа в эльфах, я испытывала сложности с вербализацией, почему-же этих существ, в которых, безусловно, присутствует доля Волшебника, в первую очередь все-таки хочется отнести к Магам. Мне помогла моя коллега – Елена Пескова, приведя следующий аргумент: сила Волшебника и особые свойства Мага связаны в первую очередь со знанием заклинаний и владением волшебными инструментами (палочками, посохами, пыльцой, снадобьями, и т.д.), могущество эльфов же связано с тем, что благодаря своему долголетию они постигли тайны природы и многому у нее научились, в том числе и великолепному врачеванию. Также, являясь очень просвещенным народом, эльфы изобрели поэзию и музыку, что добавляет в их образ ноты творца и эстета. Внешний вид эльфов, хоть и более изысканный, но тем не менее обладает очень схожими чертами с описанной нами выше формулой: свободные лаконичные формы, спокойные цвета, а общее впечатление – достоинство, медлительность, сдержанность и мудрость также легко считываются.

Когда есть общая «формула» с помощью которой создается настроение, то добавить соответствующие выразительные ноты можно в любой образ – как более нарядный, так и повседневный, или даже деловой. В картинках я привожу «эльфийские вариации» для разных жизненных ситуаций.


Все три вариации, которые я рассмотрела выше, дали возможность «увидеть» в образе Мудреца женственность благодаря примеси в четкость «логоса» интуитивных, стихийных, природных нот. Причем чем больше женского мы вносим в образ, тем более тонким, вдохновенным или творческим он становится. И это один из способов адаптации и выражения ценностей исследуемого нами архетипа – брать его не в чистом виде, а в смеси с менее структурными архетипами.
Архетип мудреца всегда «облагораживает», «окультуривает» носителя, создает налет элитарности, особого знания или умения. Марк и Пирсон в книге «Герой и бунтарь» описывают, что Мудрец может ассоциироваться с симфоническим оркестром, с музыкантами, именно не с творцом-композитором, а с музыкантом-исполнителем, способным виртуозно сыграть свою партию или со знатоком, экспертом в музыке. Немного возвышенный, но при этом все равно строгий и спокойный внешний вид оркестровой дамы заставляет зрителя с немым уважением и восхищением относиться к таланту и силам, потраченным на освоение подобным мастерством. То же самое можно сказать и об образе балерины – сдержанной, собранной и аскетичной. Красота образа раскрывается здесь не через красивые и дорогие ткани и принты или цветовую гамму одежды, а через красоту линии шеи, спины, через особую грацию рук и годами выработанную походку и повороты головы, а для этого опять же нужен спокойный и не отвлекающий от главных достоинств фон.

Помимо таких вот смешанных, чувственных мудрецов, предлагаю рассмотреть и более сдержанных, аналитических, в которых преобладает «мужская» составляющая. Ведь среди женщин совсем не мало тех, чьи черты лица достаточно правильны, четки, графичны, о чьем характере можно сказать: жесткая, логичная, последовательная, малоэмоциональная, кто с большей легкостью обнаруживает в себе родство с мужским миром, имеет больше друзей-мужчин и с удовольствием разделяет их интересы.
Прежде всего это когорта ученых и лабораторных исследователей, экспертов в самых разных вопросах, аналитиков, следователей, юристов, специалистов в области информационных технологий. В таком случае халат-униформу как правило заменяет деловой костюм, волосы убираются в пучок на затылке или преображаются в короткую стрижку, а очки становятся неотъемлемым атрибутом в купе с портфелем-дипломатом. И вот здесь женская стилистика во многом опирается на мужскую, неся через образ то самое ощущение четкости, сдержанности, минималистичности (вспомните, к примеру, образ супер-агента Даны Скалли из «Секретных материаллов» или героиню Сигурни Уивер из «Аватара»)


Причем образы могут иметь вариации в разные стороны – в более жесткую и современную, как тема «искусственного интеллекта» или наоборот, в более мягкую и немного чопорную – как образ библиотекарши, перечитавшей огромное количество книг.

С точки зрения стилевых направлений Мудрец – это в основе своей классический стиль – с его лаконизмом, выверенностью, строгостью и покоем или классика +романтизм (если речь идет о более вдохновенных, тонких или лиричных образах), либо классика + натуральный романтизм (если привносится мудрость природы, связь с вечностью, тема древности).
Итак, делаю вывод:
Визуальное воплощение архетипа Мудреца будет связано со спокойными тонами, минимумом привлекающих внимание элементов и деталей, простым кроем, спокойными принтами, а чаще с их отсутствием. Основные инструменты для создания образа – классические, заимствованные из мужской стилистики, т.к. логический мир Философа отражает в большей степени именно мужской мир. Для того, чтобы вдохнуть в образ женственность, необходимо внести творческие, хаотические, природные или лирические нотки, добавить в структуру хаос.
Если Мудрец не является вашим ведущим архетипом, но соответствует Вашим ценностям на данный момент или входит в активную стадию приоритетов развития, эту тенденцию можно поддержать во внешнем виде прежде всего за счет «успокаивания» всех элементов образа, или найдя какую-то смежную стилевую историю, легенду, в которой завяжутся и основные, и проживаемые в настоящий момент архетипы.
В следующем посте, который выйдет во второй половине месяца, я рассмотрю образы 2-3 девушек, чью внешность зрители типировали как Мудрецовую или героини сами отнесли себя к этому архетипу как к ведущему. Моя задача увидеть, как именно можно подать данную эстетику, наилучшим образом раскрыв индивидуальные особенности внешности.

Приглашаем на вебинар "Архетипы и стиль. Мудрец\Философ".

Начало: 26 февраля в 19:00 по МСК
Исследуем связь стилистики и психологических архетипов. Тонкости и нюансы разработки стилевых концепций. Ответы на вопросы.
Регистрация на вебинар "Стиль и Архетипы. Мудрец" здесь 
Не имеющим возможность присутствовать на вебинаре будет доступна запись мероприятия, присылайте ваши вопросы тоже!
Оплатить участие в вебинаре можно на карту сбербанка: 4276 3800 2115 4492
держатель карты - Дмитрий К, или здесь В сообщении к оплате укажите, за кого платите и эл. адрес, зарегистрированный на вебинар. Обязательно в течение суток дождитесь подтверждения допуска к вебинару.

 

Дизайн