Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Опекун (Заботливый) в стиле. Индивидуальность Опекуна. Татьяна Бондаренко

Архетип заботливого – пожалуй, один из самых сдержанных, с точки зрения выразительных средств из всей дюжины архетипов. Это и понятно, ведь его роль – помогать и поддерживать, находясь рядом или на шаг сзади, не привлекая внимание к собственной персоне, заботясь о деле или о своем (своих) подопечных.

Приступая к статье, я была уверена, что образов, которые я предложу к рассмотрению окажется немного, но на деле вышло совсем иначе - стоило лишь покопаться в теме поглубже. И не смотря на явную сдержанность визуальных инструментов (цветов, фактур, форм и принтов), на этот архетип хватило своих стилевых вариаций, и что-то даже пришлось оставить за бортом.

Как обычно, начнем исследование образа опекуна в стиле с создания «атмосферного» коллажа, передающего нам ассоциативные зарисовки, которые возникают в воображении в связи со словами «забота», «обучение», «опека», «помощь», «поддержка». И уже из полученного коллажа будем «доставать» конкретные инструменты для создания образов: цвета, формы, фактуры и рисунки.
Основные ассоциации с названием «caregiver» - «дающий заботу» - это родители, и прежде всего мать, а также учитель, наставник, опекун, слуга, сиделка, взрослый, воспитатель, врач, помощник и другие. А слова, ассоциирующиеся с темой заботы – это руки, поддержка, тепло, уют, нежность, ласка, помощь, очаг, надежность, доверие, спокойствие, мягкость, естественность, еда, жизнь, опека, опора.

 

 

Ответственность за другого человека – его жизнь, успехи, формирование ценностей, часто приводит к появлению в ряду ассоциаций таких слов, как: строгость, ответственность, осторожность, давление, настойчивость, правила и запреты – ведь иногда заботящийся в интересах своего подопечного может оказаться даже жестким, чтобы привести объект своего наставничества к желаемой цели.

 

Учителям часто приходится подгонять своего ученика, а врачам – причинять боль, для того, чтобы вылечить и выходить своего пациента, сохранить ему жизнь.

Социальную и культурную важность «опекунов» сложно переоценить. Зачастую находясь в тени, они не только сохраняют жизни, но и помогают миру получить блестящих Мыслителей с их теориями, разработками, и, как следствие общим прогрессом, бесстрашных Героев, спасающих мир от разных напастей, отважных Землепроходцев, открывающих новые страны и расширяющие горизонты доступного, неутомимых Бунтарей-революционеров, ломающих старые системы, а также представителей всех остальных архетипов: Магов, Правителей, и т.д. Увлеченные своими идеями и приоритетами, они нередко оказываются далекими от бытовой стороны жизни, и здесь надежные руки Заботливого оказываются как нельзя кстати: покормить, напоить, настроить, показать путь, увлечь идеей, вдохновить на подвиг, заставить поверить в свои силы, уберечь и сохранить своего подопечного, а нередко еще и законспектировать в своих заметках, хрониках, дневниках и летописях все произошедшие истории, найденные методы, теории, планы, чертежи, находки, весь бесценный опыт, который смело можно будет передать новому, молодому Опекуну, перенимающему эстафету, тому, кто будет заботиться уже о новом поколении.

Жизненные ценности и ориентиры Заботливого не могут не быть мне близки. Четверо детей, работа, связанная с обучением, а также миссия (личная и Школы) помогать людям становиться успешными через красоту и гармонию, стимулируют меня показать, насколько разнообразен и красив в своем стилевом выражении может быть образ Заботливого, вопреки многим суждениям о том, что его стилистика достаточно скудна и, как следствие этого, скучна.

Итак, начнем.

Сам образ Опекуна создается при помощи инструментов натурального и классического стилей. (Если Вы хотите подробнее узнать о каждом из основных стилевых направлений, посмотрите наш бесплатный курс «7 нот стиля». Натуральный стиль – это те самые мягкость, тепло, уют, забота, очаг, семья, естественность, принятие - это основы, без которых невозможно дальнейшее развитие – земля, базис. А классика вносит строгость, ответственность, четкость, «правильность». И оба стилевых направления сходятся на том, что несут ощущение надежности и спокойствия, а также поддерживают идеи традиционности и консерватизма, с различиями лишь в том, что в случае классики речь скорее идет о традициях правил и порядков поведения, общения и внешнего вида, соблюдении методов и практик, эмоциональной сдержанности, а в случае натурального стиля – это забота о наследии народа, о сохранении его культурных и семейных ценностей, предметов быта старины, поддержании фольклорных направлений, а также интереса молодых к истории своего народа, к устному и письменному народному творчеству, забота о неразрывной связи между поколениями.
Натуральный стиль является основой образа, а классика скорее регулирует настроение и способ подачи, иногда даже (чисто визуально) выходя в этом тандеме в лидеры.

Общую стилевую формулу архетипа можно обозначить следующим образом:
Цветовая гамма. Основные цвета: бежево-коричневые или серые оттенки (нейтральные, спокойные, земные). Дополнительные: белый (хлопковый, бельевой), синий, и другие природные цвета чаще в приглушенных оттенках.

Фактуры. Как гладкие, так и рельефные, как легкие, так и тяжелые, грубоватые (это будет зависеть от конкретного образа и преобладания классики или натурального в конечной стилистике. Здесь не будет блестящих тканей – только матовые, натуральные. Через фактуры, как правило, и будет передаваться основа натурального стиля.

Формы кроя. Простые. Как более классичные – правильные, лаконичные, выверенные, так и более объемные, укутывающие, уютные - натуральные.

Рисунки, принты. Как я уже говорила, Заботливый, не привлекает внимание к собственной персоне, поэтому чаще принты либо отсутствуют, либо неяркие, сдержанные, по оттенку близкие к основному цвету ткани, без контрастов – родом из натурального стиля – орнаментальные. Наиболее распространенным принтом также является клетка – как самый статичный, «надежный» и консервативный принт, а также тема клетки часто ассоциируется с пледом, т.е. чем-то укрывающим, согревающим.

Аксессуары. Тема служения берет свои корни очень давно, да и сам по себе образ достаточно консервативен, ведь он направлен на сохранение и оберегание как жизни и комфорта, так и традиций, ценностей, информации, а не на поиски чего-то нового и необычного. Именно поэтому в качестве «говорящих» инструментов могут быть исторические элементы кроя и винтажные или сделанные под старину аксессуары, словно бы передаваемые из поколения в поколение, «фамильные».

Тема заботы тесно связана с темой матери – а это территория натурального стиля. Мать – первая, кто встречает свое дитя в этом мире, и безвозмездно дарит свою любовь, заботу и ласку, оберегая от всех напастей. Во все времена красота образа Матери воспевалась в стихах, песнях, живописи и скульптуре: нежная и укрывающая, жертвенная и защищающая, верная и преданная.


В одних только материнских образах можно найти множество вариаций: от улыбающейся молодой женщины, кормящей грудью своего новорожденного младенца, до изможденной, но сильной и закаленной ожиданиями солдатской матери, глядящей вдаль, на дорогу, где взгляд, застланный слезой, так ожидает увидеть своего сына живым и невредимым.

Безусловно, подача образа будет в этих случаях разной и по колориту (светлому и нежному или более тяжелому, насыщенному), и по фактурам (летящим и легким или грубоватым и плотным). Но общая основа тем не менее останется единой: крой простой, натуральный, принты орнаментальные или заменены фактурными вариациями. Разница стилевых формул будет объясняться примесью других архетипов. Дитя окажет влияние на итоговый образ в первом случае, а герой – во втором.

Образы могут быть нарядными или повседневными, более современными или с добавлением исторических ноток, но стилистика, связанная с радостью материнства, с младенцами и маленькими детьми всегда будет наполнена светом, нежностью и легкостью.



Образ заботливого больше связан с женственностью, поэтому предпочтительны юбки или платья, но для удобства в отдельных случаях можно надеть и брючки. Тогда, чтобы настроение не ушло, важно сохранить цветовую гамму, а также добавить какие-то «укутывающие» элементы вроде большого воротника или мягкого шарфа. А с помощью винтажных украшений можно внести в образ историческую изюминку.

А вот для сравнения образ солдатской матери – благословляющей, отпускающей, ожидающей, незримо и постоянно дающей свою защиту, поддержку и любовь на расстоянии.



Образ ждущей матери – это не только киношный образ послевоенной эпохи. Подобная стилистика достаточно часто используется и в современной работе с клиентом, когда натуральный стиль смешивается с классикой или даже драмой, создавая образ природный и одновременно героический. Подобные решения могут подойти и в случае, когда натуральный стиль идет в чистом виде, и черты лица клиента при этом достаточно крупные, крепкие.


Образ Матери можно рассматривать также в самом широком смысле – как образ прародительницы, Матери Земли.


И в этом случае мы можем обратиться к языческим натуральным образам, вовсю подключающим фольклорные, этнические элементы, чтобы раскрыть связь с Землей, Природой, с древностью.


На этом образе я плавно перейду к реальным героиням – опекунам. В этот раз я решила совместить две статьи в одну, и рассматривать внешность героинь прямо внутри обзора стилистики, как примеры, кому пошли бы те или иные вариации. Тем более, что типажи героинь этого месяца отлично иллюстрируют те образы, о которых я веду речь.

Героиня первая – Ольга


Натуральная основа во внешности Ольги достаточно очевидна, к тому же фотографии на природе (особенно с колосками) подают образ очень выгодно, несмотря на то, что одежда проста, отсутствуют украшения, а также яркий макияж или какая-то специальная прическа. Длинные распущенные волосы – главный козырь Ольги, с которым нельзя расставаться ни под каким предлогом в угоду каких-либо модных тенденций. Наполненность черт лица, их крупность, а также некоторая «сказочность» во внешности неизбежно выводит нас на языческий образ славянской Берегини – заботливой, помогающей, могущественной, хранящей, повелевающей природой (разливом рек, живностью), помогающей в любви, хозяйстве и даже войнах.

 

Для Ольги образ может иметь как более «суровые» натуральные вариации (благодаря ее крупным чертам лица) – в основном на холодное время года.


Так и более нежные, легкие (благодаря улыбке, ямочкам на щеках, и некоторой сказочности) – как правило на летнее солнечное время. В обоих случаях формы кроя удлиненные, поддерживающие вытянутые черты и форму лица, а также необходимы фактурные элементы или свободные формы (юбка со сборками, свободный свитер, объемная сумка) для гармонии объемов.
Хлопковые блузки, вязаные кардиганы и удлиненные жилеты с вышивкой – все это Ольга может использовать в создании своих образов. Еще одна вариация для нашей героини – это образ хиппи, в котором тесно переплетаются природные мотивы и тема радости жизни «детей цветов» (но об этой вариации я буду подробнее рассказывать при обзоре архетипа «Дитя»)


В качестве принтов в основном применяются орнаменты. Также используется печворк, бахрома, отделка тесьмой. Украшения – из полудрагоценных камней неровной (валунной формы), тема листьев, ягод.
От стилистики нашей героини я плавно хочу перейти к еще одной вариации образа Заботливого. Фигура Берегини в какой-то момент в славянском эпосе очень тесно переплелась с образом Богоматери, Богородицы, Девы Марии – земной Матери Иисуса Христа, величайшей из всех святых. Можно сказать, что образ Богоматери – это религиозное проявление заботы и опеки.


Появление в одежде платков и накидок, а также аксессуаров и принтов с изображениями икон, библейских сюжетов и ликов святых не будет кощунством, если человек, носящий подобные вещи, вкладывает в них не только лишь украшательский смысл, а разделяет настроение и убеждения на глубинном уровне.


Платки на голову, объемные капюшоны, палантины, накидки, все то, что покрывает голову и плечи – могут стать ярким элементом, создающим в образе ощущение защиты.
А теперь перейдем к образам, в которых влияние классики более заметно и ощутимо. Классика входит в образ заботливого прежде всего через форму, организовывает, придает строгости. Современные врачи и медсестры, а ранее – сестры милосердия – один из ярких вариантов исследуемого архетипа. И если в образе современного врача мы вряд ли найдем инструменты для создания выразительного стильного образа, то обратившись к стилистике сестер милосердия, мы сможем почерпнуть интересные элементы, которые можно перенести в современный стильный сет.


Причем формы могут по-прежнему варьироваться от более строгих и четких к более мягким и объемным, а фактурный ряд быть как гладким и плотным, так и более фактурным, и рыхлым. Цветовое решение может быть, как монохромным, так и более контрастным (в зависимости от колорита клиента, а также от настроения и задачи). Но и в первом и во втором случае остается простота и «неприметность», общая неброскость сетов.

 

 

Еще один пласт образов, которые могут расширить наш ряд стилевых вариаций – это горничные, служанки, экономки и гувернантки.


Казалось, бы, общие инструменты для создания весьма однообразны, однако же и здесь можно найти пространство для фантазии: от более строгих, даже немного чопорных образов гувернантки викторианской эпохи до более игривой и кокетливой садовницы.


В последнем случае в инструментарий можно добавить цветочный принт и плетеную соломенную фактуру (в аксессуарах) – как имитация корзин для цветов и общая ассоциативная связь с садом, цветовая гамма также может в небольших пропорциях пополниться более яркими «цветочными» оттенками.

 

 


А одной из наших героинь – опекунов как раз подошел бы образ гувернантки – элегантной, хорошо воспитанной и немного мечтательной девушки 19-го века, говорящей на нескольких языках, умеющей поддержать беседу на самые разные темы, показывающей высокий уровень знаний, но вечерами, тем не менее украдкой зачитывающейся романами о любви, и хранящей «Евгения Онегина» под подушкой.

 

 

Героиня вторая – Мария

 

Крупные и выразительные черты лица Марии по сравнению с чертами Ольги имеют больше тяготения к классическим, от этого общий облик становится более сдержанным, спокойным, строгим. В поведении считывается больше манерности и даже некоторой чопорности, традиционности, благодаря чему в образ необходимо «уводить в прошлое».
Непреходящая мода на историзм позволяет нашей героине несмотря на «несовременность» внешности носить очень модные, совершенно уникальные и мало кому идущие вещи и сеты.


Образ Марии строится на более гладких фактурах, сочетании светлых (белых, кремовых, бежевых, серо-голубых) оттенков и глубоких, темных, но слегка приглушенных (черных, серых, синих, коричневых) тонах.
Основные формы кроя – длинные или удлиненные юбки в сочетаниях с блузами закрытых форм с оборками и бантами, жилетами, жакетами с элементами исторического кроя (расширенные рукава, оборки, с бантами, приталенные жакеты с шалевым воротником)

Фактуры – тонкий хлопок, бархат, шерсть, кружево, твиды, кашемир, отлично будут смотреться тяжелые ткани на контрасте с легкими. Дополнить образ можно камеями, кулонами, из обуви идеально подойдут закрытые замшевые туфли или ботильоны.

Прическа – длинные волосы, убранные в низкую прическу на затылке.


В повседневных сетах можно использовать более нейтральные варианты одежды, лишь с небольшими отголосками прошлой эпохи, общая эмоция от образа сложится благодаря «сотрудничеству» с внешностью.


Мария, исторические образы – это ваша область, носите с удовольствием! А я продолжаю дальше обзор образов для архетипа Опекуна.

И в этой связи нельзя не сказать об английском стиле, занимающим здесь очень важное место. Англия по праву считается одной из самых консервативных стран, поэтому и стиль этот в самых разных вариациях от элегантных и аристократических (в смеси с Правителем) до более естественных, природных и даже фолковых образов.
Стилевые вариации на тему Англии могут быть как историческими, так и более современными, к примеру, образ (назовем его условно)«профессор из Кембриджа».


Учитель, педагог, наставник передает свои знания, опыт и навыки. Здесь главными чертами становятся собранность, четкость и точность, а также некоторая строгость, ведь в любом обучении есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Также важна эмоциональная нейтральность, которая поможет ученику сконцентрироваться на предмете познания и обучения.

Возможны также и вариации, когда тему «наставника», «Англии», и историческую традиционность можно соединить в одну стилевую историю – историю нашей третьей героини.

Героиня третья – Мария


Внешность Марии сочетает в себе сосредоточенность и сдержанность классики, «смягченной» естественностью и природностью натурального стиля. Также в некоторых ракурсах можно заметить некоторую «плывучесть» черт, несущая ощущение глубины, погружения в свой мир, отстранения, созерцания - все это нотки романтизма. Я бы предложила для Марии как ориентир – образ Джен Эйр, пожалуй, самой знаменитой гувернантки викторианской эпохи благодаря перу Шарлотты Бронте, а также популярной телеэкранизации, а затем и художественному фильму 2011 года.

 

Я не стану подробно описывать формулу стиля, думаю, приемы для создания образа в данном случае очевидны, а лучше покажу чуть больше картинок.

 

Особенностью внешности Марии является то, что она может поддержать как образ с историзмом,

 

 

так и более современные вариации – все будет зависеть от личных пристрастий героини.

Несмотря на холодный цветотип Марии, образ выстраивается во многом на теплых оттенках, их глубина и выразительность вносят сложность в достаточно сдержанные сеты. 

 

Мария, Вы можете активно использовать клетку, только я бы не рекомендовала очень крупную, или располагать ее подальше от лица, в нижней части сета или фрагментарно.


А вот и более современные варианты.

 

 

И в заключение обзора, как обычно, подтвержу то, что стилистика «чистого» архетипа в случае с реальными людьми как правило видоизменяется в зависимости от примесей других архетипов. А в соответствии со своей зоной комфорта и проживаемыми в настоящий момент архетипами, можно «настроить» образ, трансформировать его для того, чтобы он стал максимально удобным, радующим Вас, вдохновляющим и придающим силы в конкретный временной период Вашей жизни. А постараться выявить свои текущие архетипы и обсудить, как бы они могли реализоваться в образе, я приглашаю москвичек на наш уже четвертый тренинг «Архетипы и стиль», расширенная версия которого пройдет 29 мая с 10 до 15 часов в московской студии Школы. Подробнее о мероприятии.

P.S. Не удержусь все-таки, и немного забегая вперед, на территорию другого архетипа, покажу 2 слайда, имеющих некоторое отношение к сегодняшней теме.
Эпоха Ренессанса принесла не только возрождение идеалов древней Греции и интереса к античной культуре и человеку, но и моду на зрелую красоту, красоту материнства, беременности. Ренессанс в большей степени – эпоха Любовника, именно в обзоре данного архетипа я буду рассматривать ее подробнее, а здесь покажу лишь два самых сдержанных слайда, наиболее соответствующих теме сегодняшнего обзора.

 

 

Дизайн