Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Уличная мода в Японии

Яркая, странная, невообразимая, самобытная и футуристичная. Она как бы находится на стыке европейских модных тенденций и аутентичных исторических нарядов.

Япония, пожалуй, самая загадочная страна, отличающаяся от остального мира. Она за тысячи километров от Европы и, как будто, немного в будущем, на пике технического прогресса: страна самураев и высоких технологий, в которой ценят индивидуальность, но, в то же время, не представляют себя вне коллектива.

Япония много веков находилась в изоляции от остального мира, была закрытой страной с самобытной культурой, однако, по мере развития прогресса и расширения информационных границ, примерно в середине XIX века в культуру Японии стали проникать веяния с Запада. Более того, подражание европейцам, их образу жизни и стилю в одежде стало считаться показателем изысканного вкуса и высокого социального статуса.

В настоящее время Япония — мировая столица уличной моды Japanese Street Fashion (JSF).

На уличную моду Японии помимо национальной японской одежды и европейских трендов сильное влияние оказывают музыка (hip-hop, jazz, rock, metall), комиксы, в частности манга и аниме; некоторые модные течения используют элементы исторического костюма.

Направления уличной моды создают районы Токио, в частности, Харадзюку модный квартал района Сибуя, в честь которого назван стиль, олицетворяющий японскую уличную моду в целом.

В 1997 году известный фотограф Соити Аоки основал журнал Frutis, посвященный странной моде. Для наполнения журнала он начал фотографировать эпатажных прохожих на улицах. Сейчас журнал Frutis выпускается по всему миру, а стиль Харадзюку можно встретить в любом уголке планеты. Что же он из себя представляет?

Основа стиля - это смешение стилей и всевозможных модных тенденций, сочетание, на первый взгляд не сочетаемых вещей а также, обилие аксессуаров. Поклонники Харадзюку особенно ценят хендмейд и винтажные вещи. Важную часть образа в целом составляют прическа и макияж, которые также характеризуются яркостью, обилием деталей и смешением стилей.

Харадзюку направлен на самовыражение, демонстрацию своей индивидуальности. Потому практически невозможно найти одинаково одетых людей в рамках этого стиля.

Стиль Харадзюку является собирательным понятием, объединившим все стили, почитатели которых дефилируют по кварталу Харадзюку.

Рассмотрим наиболее известные стили уличной моды в Японии.

Лолита

Стиль Лолита зародился в 70-х годах прошлого века и получил распространение в 90-х. Изначально этот японский стиль носил название «Лоликон» — сокращение от «комплекс Лолиты». Его характерные черты – нежная женственность, нарочитая детскость и невинность образа, который граничит с образом куклы.

Это один из немногих стилей JSF, который не перегружен деталями или аксессуарами. В качестве аксессуаров используются небольшое количество бижутерии, шляпки, вуали, перчатки, банты. Одежда, прическа и аксессуары подобраны гармонично.

 

 

Условно стиль Лолиты можно отнести к наивной романтике. Существует несколько разновидностей «лолит», например, готическая лолита (наивная романтика+драма), классическая Лолита (наивная романтика — грань нежность), сладкая Лолита (наивная романтика — грань детскость), аристократ-Лолита (наивная романтика+классика), деревенская Лолита (наивная романтика+ натуральный стиль) и тд.

 

 

Стиль Ко Гал 

 

Слог "Ko" взят от японского слова "kodomo", что значит "ребёнок", а слово "gal" вошло в употребление японцев в 1980-х годах и буквально означает "девушка, которая любит брендовую одежду". Впервые это словосочетание было использовано в СМИ в 1990-х, чтобы описать ситуацию, когда восьмиклассница, встречаясь со взрослым мужчиной, заработала $4000.

Как и стиль «Лолита» это стиль для девушек, желающих выглядеть как можно моложе. Любительницы стиля Ко Гал носят одежду, имитирующую школьную форму с максимально укороченными юбками или просто вычурно-детские одежды. Они обладают легким загаром и часто обесцвеченными волосами. В качестве аксессуаров используются высокие гольфы, детские украшения и … мобильные телефоны. Именно адепты этого стиля стали первыми молодыми людьми, постоянно использующими мобильные технологии в Японии.

Течение Ко Гал трансформировалось в молодежную субкультуру под названием "Hime Gal", где первая часть означает "принцесса". Основным условием этого стиля является ношение вычурных ярко-розовых вещей самых дорогих марок.

В основе стиля Ко Гал также лежит наивная романтика, может присутствовать драматический стиль в аспекте яркость-театральность, и классический.

 

Стиль Гангуро

 

Гангуро в переводе с японского означает «черное лицо». Гангуро появились в 1990 году и, по мнению исследователей японской поп-культуры, является протестом на представление о традиционной женской красоте, по другой версии стиль Гангуро возник как протест против длительной социальной изоляции.

Основной акцент стиля Гангуро не столько в одежде, сколько во внешности в общем. Характерные черты — сильный загар и контрастно выбеленные волосы, которые, помимо прочего, могут быть не только белыми, но и розового, и даже светло-зелёного цветов, яркий макияж, голубые или зеленые контактные линзы, длинные накладные ресницы и ногти. Девушки Гангуро одеты в короткие юбки и открытые топы ярких цветов, обувь, как правило, на высокой платформе (10-15 см), сумки яркие и объемные завершает образ множество украшений с ног до головы, страз, брелоков. Полная свобода в одежде, стремление сочетать не сочетаемое, раскрепощенность с элементами эпатажа - это стиль Гангуро.

В основе стиля Гангуро лежит драматический стиль в аспекте эпатаж и спортивный стиль.

 

Стиль Мори Герл 

 

Стиль Мори Герл зародился среди молодежи Японии сравнительно недавно в 2007 г., в переводе на русский означает «Девушка из лесной чащи». Этот стиль вдохновлен Скандинавией. Мори герл тяготеет к естественности, природности, женственности. Это один из самых гармоничных стилей среди тех, которые сегодня представляет японская мода. Гардероб Мори герл составляют женственные вещи из натуральных тканей в цветочек, горошек, клетку в спокойных, пастельных тонах, которые объединены в многослойные комплекты. Вещи гармонично сочетаются между собой. В качестве деталей приветствуются рюши, оборки, кружево в деталях. Приветствуется хенд мейд, вещи из секонд хендов и винтажные вещи. Обувь и сумки предпочтительно из кожи и замши, возможен текстиль или вязаные сумки. В качестве головных уборов используются беретки, вязанные шапки, меховые наушники. Аксессуары, часто сделанные своими руками, не вычурные, используются в умеренных количествах и гармонируют между собой и с нарядом. Знаковые аксессуары Мори герл: кулоны, подвески, небольшие серьги золотистого цвета в форме или с изображением цветов и зверей, украшения в форме сладостей, кожаные браслеты, плетеные фенечки и украшения из цветов.

Косметика практически не используется, или используется в минимальных количествах с целью подчеркнуть натуральную красоту.

Примечателен тот факт, что Мори герл это не только стиль одежды, но и стиль жизни. У девушек существует свой кодекс из 60 правил, которым они следуют.

Мори герл используют натуральную стилистику с элементами наивной и сложной романтики.


Стиль Вижуал Кей

 

Стиль Visual Kei, что в переводе на русский означает «визуальный стиль», пришел из музыки (смешение глэм-рока, металла и панк рока) и тесно с ней связан. Вижуал кей берет свое начало в 70-х годах XX века.

Вижуал кей близок к стилю готической лолиты, английским панкам и стилю косплей. Основные принципы этого стиля китч, эпотаж и андрогенность. Одежда стиля Вижуал Кей – это платья, юбки, корсеты, брюки, куртки-косухи ярких цветов, преимущественно в темной цветовой гамме: черный, красный, фиолетовый, также используются для контраста белый, ярко-розовый. Обувь грубая, массивная. Возможно использование элементов классического (жилет, пиджак) или исторического (камзол, цилиндр) костюма. Приветствуются кожаные и металлические детали. Общий образ представителя Вижуал Кей андрогенен - он не делится на мужской и женский, так, например, платья и яркий макияж используют как мужчины, так и женщины.

В аксессуарах используется кожа, металл, преимущественно серебристого или черного цвета, агрессивные детали и рок-атрибутика. Макияж яркий, с преобладанием черного, белого и красного цветов. Почитатели Вижуал Кей носят короткие, удлиненные, длинные волосы основных цветов стиля, асимметричные, рваные стрижки . Для большего эпатажа зачастую используются фантазийные линзы, рисунки на лице и теле, повязки на лице.

Это, несомненно, драматический стиль, который несет яркость, театральность, эпатаж, а порой и агрессию, однако, в нем могут использоваться элементы классики и наивной и сложной романтики, что на контрасте прекрасно подчеркивает драматическую составляющую.

 

Стиль Косплей

 

Стиль Косплей, что в переводе на русский означает костюмированная игра, состоит в копировании наряда любимого анимационного героя из фильма, мультфильма, игр или комиксов.

Костюмы могут как покупаться готовыми, так и заказываться в ателье. В одежде, прическе, аксессуарах и макияже приверженцы стиля полностью подражают избранному персонажу. Такой стиль преимущественно можно увидеть на фестивалях, шествиях и других костюмированных мероприятиях; в повседневной жизни могут использоваться отдельные элементы образа.

В зависимости от изображаемого персонажа, костюм может быть в разных стилистиках, в основном это драма и наивная романтика, реже сложная романтика.

 

Стиль Декора

 

Декоративный стиль Декора – олицетворяет собой блеск, яркость и оригинальность. Девушки Декора надевают неоновые юбки и разноцветные гольфы. Они обожают аксессуары настолько, что помимо классических бус, цепочек, кулонов, браслетов и яркой бижутерии, пользуются такими аксессуарами, как настоящие колокольчики, марлевые повязки, разукрашенные вручную, пластиковые игрушки и многие другие смелые и нестандартные вещи. Из-за обилия украшений на любителях (чаще – любительницах) этого стиля, нередко их можно услышать раньше, чем увидеть.

Основательницей стиля Декора считается Аки Кобаяси, первая модель, которая оказалась на обложке журнала Frutis.

Стиль Декора можно отнести к стилю наивной романтики с большой долей драматического и спортивного стиля.

 

Стиль Каваий

 

Каваий – японское слово, означающее «милый», «прелестный», «хорошенький», «славный», «маленький» (ранее — «вызывающий жалость, желание пожалеть»). В японской культуре это субъективное определение может описывать любой объект, который представитель стиля сочтёт прелестным.

Поклонники стиля Каваий стремятся передать свое игривое нежное настроение с помощью плюшевых игрушек, светлых пастельных оттенков (розовый, салатовый, нежно-голубой и т.п.), рюшей, бантов и прочих милых вещей. Они олицетворяют трогательность, инфантильность. Разные милые безделушки и игрушки являются неотъемлемыми чертами стиля Каваий. В качестве примера для подражания могут использоваться детские персонажи.

Этот стиль полностью наивно-романтический в аспекте инфантильность, детскость, в небольших долях используются инструменты натурального стиля и сложной романтики.

Деление уличной моды на стили весьма условно, так как она очень динамична и меняется согласно мировым тенденциям, кроме того, стили смешиваются друг с другом, создавая все новые необычные сочетания. Феномен Харадзюку изучается не только модными критиками, но и социологами, которые пытаются выяснить, с чем связано такое стремление японской молодежи к самовыражению. По мнению специалистов, стиль Харадзюку – это своеобразный ответ бунтующих подростков структурированному и традиционному японскому обществу. Харадзюку – это не просто попытка удивить и выделиться из толпы одинаково одетых горожан, но и желание заявить о себе как о яркой индивидуальности с особым внутренним миром.

Модельеры со всего мира находят вдохновения и самые актуальные тенденции на улицах Харадзюку.

Ирина Зверева, имидж-стилист IDEA-class

Дизайн