Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /var/www/u7942537/public_html/idea-class.ru/components/com_k2/models/item.php on line 877

Архетип Маг/Волшебник Алины Ноэль

Архетип Маг/Волшебник Алины Ноэль

Архетип Мага при первом же касании рождает магнетизм. Мы не понимаем, как это происходит, но нас буквально завораживает такая личность. В ней всегда есть харизма и что-то необычное, зашифрованное и едва уловимое. Я бы назвала это эффектом двойного дна: что именно, остается за кадром, но мы чувствуем: не все так просто и однозначно. Это архетип, способный держать аудиторию одним касанием и создавать в разных областях нестандартные тропы, предлагать новый опыт духовного или психологического порядка, трансформацию. Архетип Мага, кстати, ключевой ингредиент в создании персонального бренда.
Снаружи мы понимаем, что да, цепляет, но не улавливаем, как именно это сделано. Причем маг 30% информации выборочно даст о себе сам, оставив другие 70% в тени, но их интрига повлияет на весь образ. Ключевое слово в разговоре о Волшебнике – атмосфера и таинственность. Некая богемность.
В Искателе, допустим, тайна существует ради того, чтобы ее открыть. У Мага к тайне отношение эстетическое, она - самоцель. Как искусство ради искусства. Кстати, феномен театра держится на архетипе Мага. Почему в народном сознании есть установка о том, что актеры – греховная профессия, - слишком близко к магии по впечатлению. К слову, о диапазоне архетипа. В эту же категорию попадают и мистики, поэты-символисты, декаденты.
Итак, в Волшебнике есть некая зрелищность, алхимия интриги и харизма. Отмечу и его личный контроль над производимым впечатлением как составной элемент архетипа. У Правителя контроль будет явным, вплоть до тирании. У Мага – невидимые, но явно существующие нити, в качестве метафоры ближе всего будет марионетка и кукловод. Соответственно этим влиянием можно злоупотребить (особенный соблазн в том, что оно идет на уровне сознания и незаметно), но и сеять с помощью него разумное, доброе, вечное.

Самое яркое воплощение Мага в кино, которое я видела – это Северус Снейп из «Гарри Поттера». Ну и в меньшей степени Люциус Малфой, коль зашла речь о вселенной Джоан Роулинг. На это можно сказать, что там все маги, - безусловно. Но по архетипам как раз нет. Дамблдор – Философ, Хагрид – Простодушный (Рон Уизли туда же, а вот кстати, Фред и Джордж – это уже архетип Шута), сам Гарри – немного простодушный Искатель, МакГонагалл – Философ+Правитель, Сириус Блэк – Славный Малый и так далее… И как раз блестяще сыгранный Аланом Рикманом Снейп (или Снегг, как в книге), самый что ни на есть архетипический Маг.
У этого актера даже голос был магическим, с поистине бархатными и таинственными нотами. Для наглядности я нашла запись, где он читает сонет Шекспира (аудио внизу этой страницы).

mag 1

Маги очень часто имеют отношение к миру театра. Такое впечатление производит и Алан Рикман, действительно, он не менее знаменит как актер театра и член Королевского Шекспировского общества (кстати, гастроли Национального театра с «Братьями Карамазовыми», где он играл, охватывали и СССР).

К слову об имитации Мага. Подлинному архетипу свойственна неспешная таинственность и интрига. Вспомним Белатрису Лестрейндж из того же фильма – яркая Бунтарка и имитация Мага, так как ей в харизме не достает именно неспешности. В Маге много от змеи – мудрость, грация кобры перед прыжком и нечто опасное во взгляде (они еще любят добавлять к образу темные очки), даже если в итоге перед нами человек добрых намерений и благородства, как Снейп. Кстати, и он, и Люциус - из Слизерина, символом которого как раз является змея.
Есть в Маге и артистизм с аристократичностью, хороший вкус и любовь к эффектам. Мне вспоминаются иллюзионисты, алхимики, а также средневековые искатели философского камня. Вообще если говорить об эпохе и ее выражении в ролевом гардеробе, то родная стихия Мага – Средневековье, более конкретно: Зрелое Средневековье, V-XI века, когда появляются романский и готический стили. Близка им и эстетика русского Серебряного века, культуры майя, мотивы инопланетных цивилизаций.

И совершенно особое пространство для Мага – Древний Египет. Здесь в полной мере проявляется данный архетип. Пирамиды, иероглифы, сакральные ритуалы, власть жрецов, особые символы, Книга Мертвых, магнетизм культурного пространства. Вокруг него существует много домыслов и настоящих тайн, которые кажется опасным разгадывать… Об этом подробнее буду рассказывать в курсе «Психология культур». 
Книги для Магов, созданные Магами: Кастанеда, пожалуй, №1 (кстати, творчество в измененных состояниях свойственно для данного архетипа), чуть менее популярен в архетипе Коэльо, в России, например, Зеланд – он и выглядит архетипично.

mag 2 2
Немало от Мага мы можем встретить и в булгаковской Маргарите.
Ее образ с момента появления в романе связан с Луной: «Тут глаза гостя широко открылись, и он продолжал шептать, глядя на луну:– Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы». Он загадочен и холоден.


Хотя есть в ней и Бунтарка. Насчет Опекуна говорить не буду, мне видится, что через Мастера она служит некой сакральной идее, и его роман ей кажется порой более интересным, чем сам герой. Обращает на себя внимание, как она, попадая на бал в зловещую мистическую атмосферу, словно оказывается в своем призвании и стихии, вовсе забывая о Мастере на какое-то время.
Мудреца интересуют возможности мозга, а Мага, в свою очередь, тайные глубины сознания и сакральные знания, доступные немногим.
Магами от искусства я бы назвала Дали, Врубеля и Рериха. Любовь к эффектам, необычным, почти сакральным метафорам и не менее таинственное, экспериментальное их воплощение из архетипа Мага – вот что роднит этих трех абсолютно разных, на первый взгляд, художников.

Магами от музыки – Скрябина, Стравинского и создателей атональных композиций вплоть до Шёнберга. Особо в этом ключе я бы отметила экспрессионистскую оперу Берга «Воццек». Этого не отнять и у легендарного Дэвида Боуи, которому флёр таинственности и перевоплощения давались виртуозно. Но к данному списку нельзя не добавить средневековый пласт, а именно григорианский хорал.

mag 1 1

Определенно нес в себе архетип Волшебника аристократичный и загадочный А.Блок, создавший образ Прекрасной Дамы. По-моему, это настоящий магнетизм образа:


«И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?),
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль».
(«Незнакомка»)


Блок на манер средневековых рыцарей перенимает идею служения Прекрасной Даме как отражению тайны неземного мира и воплощением этой сущности считает свою жену Любовь Менделееву.
В юности, играя вместе с дочерью химика Дмитрия Менделеева Любочкой в спектакле «Гамлет» (разумеется, Любочка играла Офелию, а Блок Гамлета), он влюбляется в нее, между ними возникает волшебное и чарующее притяжение.

Тайны сознания они ведают на глубинном уровне своей личности, это у них в крови. Поэтому самые талантливые актеры, способные к буквально реальным перевоплощениям, несут в себе архетип Мага. Яркий пример – Олег Янковский. Он говорил Марку Захарову: «- На каком уровне подсознания мне нужно это сыграть, на 7-м или на 8-м?». «- На 7-м прекрасно, если на 8-м, то вообще идеально», - отвечал режиссёр. Отсюда мастерство полного перевоплощения: он начинал жить жизнью героя в кадре и на сцене. Именно благодаря этому мы и в бароне Мюнгхаузене помимо Искательской удали видим и подлинный магнетизм, мудрую и тонкую, таинственную атмосферу. В исполнении Янковского в отличие от многих других это не просто костюмная роль.

У Магов, как правило, тонкие, как бы суженные и аристократичные черты лица. Глядя на их лица, хочется сказать: «Глаза!..» Вот где скрыта особая внутренняя жизнь. Они похожи одновременно на многих и исполнены рыцарского благородства. Эту особенность мы видим и в К.С. Станиславском, создателе уникальной системы, которая вывела актерское мастерство на новый уровень и открыла «искусство переживания» во всякую минуту пребывания на сцене.

Маги – новаторы тонкого плана. Они имеют особое, недосягаемое видение в области театра и зрелищных искусств. Заметим, что Станиславский помимо классического репертуара ставит пьесы символиста Ибсена и модерниста Гамсуна (у него советую психологический роман «Голод», принесший ему славу).
В исследовании архетипа Мага мне есть что посоветовать и любителям интерактивных видеоигр. Есть три самобытные игры от французов из Quantic dream. В их пространстве данный архетип красиво и вполне на высоком уровне раскрыт: “Farenheit”, “Heavy rain” и “Beyond two souls”.

Образ этого архетипа можно увидеть и в главном герое «Узника замка Иф», как и самом актере, Викторе Авилове, его сыгравшем, а также в образе Олега Даля в «Приключениях принца Флоризеля» (чуть в меньшей степени). Маргарита Терехова, еще одна носительница архетипа, вносит таинственную опасность и притягательность в образ Миледи именно своей архетипичностью, благодаря этому мы видим и ее тонкую игру в упомянутом к прошлому архетипу фильме «Зеркало».

Если Философ – архетип тихий и самозамкнутый, отвлеченный, то Маг – тихий и затаенно опасный. Законы науки и метафизики он изучает для влияния и претворения в жизнь своего взгляда на мир. Это очень аккуратная пропаганда, разработанных им идеологий, едва заметная даже опытному взгляду техника влияния. Преобразование реальности, ее транссёрфинг и желание заставить вещи работать – вот миссия архетипа Волшебника. Движение изнутри вовне.

Распознать и примерить на себя архетип Мага можно, измерив свой интерес к этим контрапунктам:

  • Тема сакральных знаний и духовного роста
  • Мир театра и атмосфера сцены
  • Понятны и близки ли упомянутые герои-Маги, попробуйте вжиться в образ одного из предложенных литературных/киногероев
  • Насколько чувствуете культуру Древнего Египта, готики и романики, а может по душе новаторское искусство со скрытым смыслом? (в качестве эксперимента советую прочувствовать эти эпохи в залах музея)
  • Какие впечатление и образы от прослушивания григорианского хорала? И кстати, не выключаете ли со второй минуты атональную музыку?).
Дизайн сайта школы образных решений