Школа образных решений

Сертифицированное имидж-образование для любой точки мира

Архетип Шут Алины Шманевой

Шут – единственный архетип, кому позволено обескураживать и срывать границы условного, пользуясь маской несерьезности. Вообще-то он сам себе позволил). Думаю, это всё, что нам стоит знать о Шуте. Потому что дальше перед нами разыграется неуправляемая вакханалии отменных сценариев на любой вкус, которую и анализировать-то ни к чему: только смотреть и наслаждаться. Но давайте, что ли рискнем…

Всё выглядит так, как будто он прорезает ситуацию изнутри острым ножом с яркой рукояткой чисто из любопытства посмотреть, как всё устроено. А потом охотно об этом рассказать в невероятных образах, от которых вам точно станет хорошо.
Обществу эта вполне себе хирургия приносит облегчение, как правило. И Шут, вопреки стереотипам, нужен как панацея, в тот момент и в том месте, когда совсем край и ничего не помогает. С локальными Апокалипсисами он справляется не хуже Героя, а зажжет подгнившую мораль не менее ярко и эпично чем Бунтарь, только еще и с фейерверками.

Его револьвер выстреливает цветными конфетти (который спрятан за связкой воздушных шаров и выглядит безобидно чуть более чем совсем), хотя на деле метит точно в цель. Перед ним обезоруживается порой даже смерть и часто отходит в сторону тех, кто помрачнее, потому что юмор – сама жизнь. Помните кучу историй про онкологических больных, которые махнули на всё рукой, заперлись дома с комедиями и… внезапно выздоровели. На этом умении улыбаться и побеждать, глядя в лицо самому страшному, построен и отличный фильм «Жизнь прекрасна» (1997).

Преодоление всего, что кажется безмерно серьезным, неизбежным и пугающим. Там, где серьез граничит с гротеском, зажигает жизнь именно Шут. И юмор, кстати, не раз спасал этот мир, выплавляясь в оптимизм, когда Комуто Хировато составлял вам компанию. И, похоже, до сих пор спасает. В нем спрятано согласие с жизнью. Тайный чит-код на тему: «Ок, жизнь, что бы ты ни надумала, уж я сумею над этим поугорать и развеселить других. Ну ладно, если совсем мрачно, разменяю свой метод на оптимизм и найду в ком разжечь позитива». Легко, непринужденно, играючи. В любом стэнд-апе как фокусники зайцев из рукава, Шуты вытаскивают револьвер с конфетти в самый внезапный момент, и это только добавляет перца в общее веселье.

Они азартно и свободно играют с самой жизнью, принимая самые неожиданные ее стороны. И, как ни странно, та отвечает взаимностью. Есть еще у Шутов классная черта выдавать остро-циничные фразы и разящие наповал шутки, а потом жахнуть сверху каким-нибудь поздним Шекспиром. Тут мне, кстати, вспомнился Тирион Ланистер из «Игры престолов»)


С мозгами у них всё отлично, потому что по-настоящему сильные шутки будут у тех, кто достал до глубоких основ того, как этот мир устроил, покопался там в смыслах, поковырялся в материях, а потом вынырнул на поверхность, чтобы всем небанально сообщить о результатах вскрытия общества или этой голубой планеты. Шут умеет заметить, что всё и ничего – это условности, а черное и белое – удел моралистов, которые потеряли коннект с живой реальностью.

Почему Шут шутит?

Чтобы вы почувствовали себя живым. Словили кайф от пребывания в своем теле, времени, пространстве и настоящем моменте. Даже если всё непонятно, на какой-то момент у вас прояснится и станет хорошо. Это задача Шута. Когда плохо, Шут наделяет других силой «ну и по…» и знанием, что непременно отпустит. Еще он умеет отлично проверять на адекватность времена и нравы. После его ревизий всех внезапно отпускает (особо серьезные не в счет☺).

Шут гибок и неуязвим за счет этого. Сверхсила: в умении уничтожать великое и ужасное действие серьеза, смеясь над всем и собой тоже. И против этого не устоит даже самый мрачный серьез.
На этом месте мне вспомнилась абсурдная в стиле постмодерна история про то, как одна журналистка Анхар Кочнева (в широких кругах известная как «гений экстремального самопиара» своими развеселыми похождениями на грани здравого смысла) отправилась в Сирию набирать материалы для статей. И неожиданно попала в плен к самым лютым головорезам района. Когда ее везли, она спросила: «А где мой кофе? Ваш босс велел меня кофем встречать, он не передал что ли?» Ну те напряглись, что косячат, подогнали ей кофе. Потом через пару дней похожий фокус она устроила с охранником, а он поверил, что ее и правда надо отпустить по секретному делу в соседнее село. Ну отпустил, убежала, написала кучу статей о своих постмодернистских похождениях.

В стиле барона Мюнгхаузена.
"— Все шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь, юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, продлевает. Тому, кто острит, укорачивает.
Вот так вот".
К/ф «Тот самый Мюнгхаузен»

Кстати, он тоже Шут. Который глумился над всеми сторонами обыденной жизни самым отменным образом. Объявлял войну Англии самолично, совершал подвиги, летал на Луну, поджаривал в камине утку подстреленную из дымохода и устроил акцию «Слухи о своей смерти весьма преувеличены», подтролливая на досуге горожан. Словом, «Улыбайтесь господа, самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица». Разве не так?)

 

Шутов в медийном пространстве немало, мы без труда назовем массу отличных имен вроде Чарли Чаплина, Джека Николсона, Джека Воробья, Юрия Никулина, Пьера Ришара, Шнурова (последние два – Шут-Бунтарь), Ирины Горбачевой, Элисон Ханниган, Мелиссы Маккарти, Вупи Голдберг, Дженифер Энистон, Джульетты Мазины, Барбары Стрейзнад, Эйнштейна, Эдди Мёрфи… Да на худой конец Аамира Кхана в «Трех идиотах») Если не смотрели, вам очень даже может понравиться)

Мне кажется, нет смысла даже погружаться в детальный архетипический анализ их образов, настолько многогранен и интересен тот способ жить, который они выбрали. Хочется просто смотреть и наслаждаться процессом. Потому что это сама жизнь в непосредственной гармонии и какофонии самых разных оттенков, которая завораживает) Воистину, «Если я не смогу танцевать, я не хочу участвовать в вашей революции».

И настала минутка захватывающей житейской философии от непревзойденного Шута Джима Кэрри.

 

 

Дизайн сайта школы образных решений